Поиск по этому блогу

суббота, 2 февраля 2013 г.

Если тема "не в тему"


На этот пост меня натолкнул разговор с приятельницей. Начался он неожиданно и немного драматично:
- Юль, я, наверное, плохая мама!

Сказать, что я удивилась – ни чего не сказать. Почему? Судите сами. У Олеси очень интересная семья. Сама она создаёт шикарные  авторские куклы, да и вообще большая рукодельница – их квартира напоминает какой-то сказочный мир с удивительными существами и диковинными вещицами везде и вокруг. Их семейное увлечение – фотография, Лесин сынишка, по-моему, родился с фотоаппаратом в руках, а свои первые снимки сделал, наверное, как только ходить толком научился.  А сейчас, в свои неполные 5 лет – это славный парень с нестандартным  мышлением и собственной философией. Весьма интересная личность! А ещё Леся с мужем – заядлые туристы со стажем, и сына стали приобщать к своему увлечению буквально с пелёнок.  Исколесили семьёй все леса Карелии сначала со слингом, а потом уже и рука об руку с сыном.  Очень творческая и интересная семья, на мой взгляд. Откуда такие речи?


- Я как вылезу в интернет, смотрю - все мамы что-то делают для своих детей: шьют развивающие коврики, вырезают обучающие карточки,  устраивают целые тематические дни и недели, ходят на всевозможные развивалки. А я – нет. И даже не знаю, в чём дело. Вроде как времени нет – но это, конечно, не оправдание.

«Наверное, дело в том, что вам с сыном это не нужно», – так и вертелось у меня на языке. Поскольку тематические занятия и всякие системы обучения и развития – это абсолютно не «наша тема» и для нас с дочкой, но в то же время я по этому поводу не испытываю никаких угрызений совести и комплексов, позволю себе чуть-чуть поразмышлять на эту тему. Тем более, что Леся – не первый человек, с кем возникает у меня подобный разговор.

Но сначала я должна сделать небольшое вступление. Небольшое, но ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ! Дело в том, что среди моих знакомых много мам, которые как раз именно так подходят к обучению ребёнка – подробно, прорабатывая каждый новый навык или информацию, и приводя всё к системе – либо беря за основу уже существующие методики, но, как правило, создают эту «систему»  самостоятельно. Я очень уважаю этих мам и их подход к общению с ребёнком. Свои взгляды ни в коем случае не хочу им противопоставлять, ни паче чаяния сравнивать «результаты» или что-то навязывать. К тому же мои личные соображения на тему развития ребёнка я уже высказала сполна, даже с избытком, и в самой статье, и в комментариях к ней. Единственная цель моего поста – как-то подбодрить таких прекрасных, но совестливых мам, как моя Леся. Которые, по каким-либо причинам, не могут, не хотят, или интуитивно сопротивляются тому, что предлагают вокруг.  

Мне действительно трудно представить, как я до полночи клею карточки и распечатываю наглядные пособия, придумываю и клею логические игры и делаю заготовки для творческих заданий. А потом аккуратно складываю всё это в папку, а с утра мы прорабатываем с дочкой вдоль и поперёк какую-то тему. Не потому, что я считаю такие занятия плохими или «неправильными», просто это совершенно не в нашем с дочкой стиле общения. Почти любой разговор у нас возникает спонтанно, а «ненаглядные» пособия зачастую находятся буквально под ногами или мы их по-быстрому делаем вместе, за редким исключением.

Вот буквально вчера ребёнок возле сарая увидел нечто незнакомое:
- Мама, это лук? Можно я из него постреляю?
- Нет, солнышко, это коромысло.
Достали мы эту непривычную современному глазу, уже, можно сказать, раритетную вещь. Подумали, зачем оно нужно, попробовали прицепить вёдра и налить туда воды, потом поднять вёдра просто так, руками. Сравнили ощущения и поняли, что на коромысле легче (пара слов – почему легче, и  заодно уж, почему полезнее для позвоночника). Возникла у дочки идея: а если налить только в одно ведро воды? Проэкспериментировали – пара слов о равновесии, и о весах заодно. Для меньшей громоздкости попробовали грузики подвешивать к карандашу. И вдруг вопрос: «а коромысло от слова кормить?» (логическая цепочка проста : коромысло - вода - а из неё суп варят, и не только суп).  Говорю, что вряд ли. Вместе вылезли в интернет – узнали удивительные вещи. Оказывается, учёные спорят о происхождении этого слова. Его «прародители» есть во всех славянских языках и… в иврите. Причём, многие учёные считают иудейское происхождение этого слова более верным. А через пару дней коромысло само собой вдруг очутилось на одном из дочкиных рисунков.

Вот такое вот «тематическое занятие». На мой скромный взгляд, плюсов у подобного варианта немало. Во-первых, тема разговора возникает сама – следовательно, специально заинтересовывать ребёнка не нужно. Во-вторых, разговор идёт в том русле, в какое он «выруливает» сам. (Вот если бы я готовила занятие по этой теме, точно бы что-то про колодцы стала рассказывать, а нам в этот раз колодцы не пригодились, а вот происхождение слова оказалось интересным).  В-третьих, ребёнок получает ровно тот объём информации, который ему нужен в данный момент. Не больше и не меньше. И здесь дело не только в возрасте и уровне развития, а элементарно в настроении дня. Моей пытливой барышне можно было и в 10 раз больше информации предложить, и она бы её восприняла и усвоила. Но настроение дня было – пострелять из лука (помните первый вопрос?), поэтому на тот момент нашего разговора оказалось вполне достаточно. Возможно, мы к нему вернёмся позже, а, может, и нет. В-четвёртых, я очень не люблю «преподносить» что бы то ни было, особенно новые знания. Пусть ребёнок сам соображает и открывает всякие Америки, а я, конечно, буду рядом и, если что, помогу. В-пятых, мама ни секунды не потратила на подготовку к таким, с позволения сказать, «занятиям».

При таком подходе нет системы? Да. Это так. Но встреча с системой произойдёт очень скоро  – это школа. Она остаётся системой при любом виде обучения. Так зачем же «нырять» в неё заранее и по доброй воле?  Думаю, вполне можно себе позволить первые несколько лет жизни этого не делать.

На этой радостной ноте я и закончу. Мой рассказ – ни в коем случае не пример для подражания и уж, конечно, не претендует не то что на методику, а даже на мастер-класс.  (На всякий случай ещё раз напомню про Маленькое-Но-Очень-Важное-Вступление)

И вот в двух словах то, о чём мне хотелось сказать:
Милые мамы! Каждая из нас – самая замечательная мама на свете. Не верите? Спросите у своих детей, они не соврут. Мы не случайно «выбираем» друг друга, каждому ребёнку нужна именно эта мама, со всеми своими достоинствами и недостатками, интересами и мировоззрением, семейными традициями и жизненной ситуацией (крайние криминальные варианты мы сейчас не обсуждаем). Интернет – это, конечно, замечательная вещь (в этом месте глубокий реверанс этому благу цивилизации). Есть возможность вдохновлять друг друга на творческие дела, знакомиться и общаться, учиться тому, чего не знаешь сама, находить и пробовать какие-то новые и неизведанные игры и занятия, брать на заметочку то, чему отозвалась душа. Так скажем просто «спасибо» и интернету и друг другу – то есть всем вдохновенным мамам, которые бескорыстно делятся своими  разнообразным творчеством с другими. Но не будем принимать как руководство к действию всё прочитанное и просмотренное и бездумно копировать друг друга. Мы же не обезьянки, правда? Леся, ты слышишь???

58 комментариев:

  1. Юля, очень трогательна твоя забота о подруге!
    Кроме Леси тебя услышат еще многие прекрасные мамы, которые терзаются муками совести за то, что их дети пока не играют на скрипке и не знают таблицу умножения в 4 года:)) Я с тобой согласна - ровным счетом ничего не значит тот факт, что мы до полуночи не вырезаем карточки Домана. Я всегда думаю, что это было бы здорово, но с четырьмя детьми я стараюсь ухватить главное, с каждым что-то сделать в его любимой области, которая может быть неинтересна другим, и совершенно этим не терзаю себя. Ты здорово сказала - спросите у своих детей. Я вижу ответ в их глазах, и мне этого достаточно! Ира Чирашня

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, ты очень чуткая и мудрая мама - я каждый раз убеждаюсь в этом, читая твои посты и комментарии. Думаю, что со мной согласятся многие. Несколько детей в семье - каждый со своими пристрастиями и увлечениями - это действительно непростая задачка для мамы. "Ухватить главное" - как это верно! И не перепутать главное с просто важным :)

      Удалить
  2. Именно так: каждому - своя мама! И она самая лучшая!
    Хотя себя я считаю никудышной мамой

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, вот даже не знаю, что тебе на твой комментарий написать... поругать тебя???? Мне кажется, что это писалось вечером в глубокой усталости, а вот ты проснулась с утра, взяла своих любимых малышей на ручки и поняла, что ты самая лучшая мама для своих самых лучших малышей !

      Удалить
    2. Поругать, поругать! :) К Машиным словам мне добавить нечего:) Юляха, не кокетничай - беги обнимать и целовать :)

      Удалить
  3. Юля, все правильно! Мы все разные, и равняться друг на друга не только бессмысленно, но и скорее напоминает борьбу с ветряными мельницами. Спасибо вам за этот добрый пост, наполненный вниманием и заботой, и правильный до точки. У каждого ребенка своя лучшая мама на свете!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Так грустно становится, когда видишь такую борьбу! Когда я в студии даю какое-то задание деткам, очень часто бывает, что ребёнку какая-то интересная идея пришла в голову - ты видишь это, и вдруг он посмотрел вокруг и стал делать то, что все. Но они маленькие и, наверное, в этом есть какой-то внутренний смысл. А вот когда мамы стараются саму себя переплюнуть - это точно не на пользу :)

      Удалить
  4. Согласна практически с каждым словом! Развивать и воспитывать ребёнка, по-моему, это не значит "проводить занятия по плану", как в детском саду. Это значит, показывать ребёнку интересное в том, что его окружает, рассказывать то, что сама об этом знаешь и побуждать его самого искать и узнавать новое. И делать это тогда, когда действительно появился интерес у ребёнка или потребность у меня самой поделиться своими знаниями с ним. Здесь, на мой взгляд, главное - не проглядеть этот момент, потому что именно это время - наиболее подходящее и благоприятное для развития ребёнка. А разные пособия - они, бесспорно, тоже нужны, но только в качестве подспорья, помощи. Важнее - живое заинтересованное общение, пусть даже и спонтанное. А вот как раз оно-то и должно быть если не постоянным, то очень частым.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня всякие "плановые" вещи типа зимой рисуем снеговиков, а 8 марта цветы очень удручают :) Не проглядеть и вовремя дать руку или даже "подтолкнуть" - да, это верно. И про общение согласна - это одна из причин, почему мы не ходим в детский сад.

      Удалить
    2. Юля, очень рада знакомству с твоим блогом, который я начала именно с этой чудесной статьи. Абсолютно солидарна с твоей позицией по поводу занятий и знаний. Ребенок вообще живет в том мире, который ему предлагают родители. И, совершенно понятно, что потом он и свой собственный мир строит по этому сценарию. Если у него все всегда спланировано и продуманно, а он сам только принимает это, то и далее, став самостоятельным человеком, он будет идти по этой всегда продуманной схеме. А как же потом быть с сюрпризами от жизни? Будут ли они казаться сложностями?

      Удалить
    3. Тоже вопрос.... права Маша Костюченко - золотая середина где-то посередине, но другое дело, что у каждого она находится в своём месте и, пожалуй, каких-то общих советов и решений быть не может. На самом деле всё не так уж и просто - вот, кстати, ещё тема для размышлений: процесс и результат. Что важнее? Зачем мы занимаемся вообще чем либо? И в какой ситуации приоритет отдаётся процессу или результату? В спортивной школе, например, сразу берут курс на результат, в самом раннем возрасте. А как иначе? У меня лично резонный вопрос: а зачем и кому это нужно? Я искренне не понимаю. А ведь кому-то это действительно нужно - есть дети, которые с раннего детства мечтают стать фигуристами, гимнастами и т.д. Про родителей я и не говорю :)

      Удалить
  5. Юля, подход описанный тобой замечательный :) он очень эффективный, но я вот как раз та мама, что придумывает игры заранее :) Мне кажется, что идеальный вариант (не для меня лично), когда соединяются 2 подхода вместе и получается золотая середина ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Видимо, золотая середина действительно где-то посередине:), но в данный момент мне ближе интуитивный подход, по крайней мере на сегодняшний день он полностью устраивает нас с дочкой. И все мои наблюдения за детьми вокруг меня и за моей дочкой в окружении приятелей только подтверждают то, что такой вариант - "наш". Возможно, после знакомства со школой или даже чуть раньше что-то поменяется.

      Удалить
    2. Юля, поддерживаю тебя! И у нас тоже интуитивный подход прижился! Каждый день есть что рассказать ребенку. У него столько вопросов и весь материал под носом.
      Я по-началу тоже все готовила, занималась, развивала и т.д. и т.п. Но интуитивно сопротивлялась этому и даже не понимала, почему. Потом я тоже какое-то время ругала себя, вот точно как Леся, а потом успокоилась и стала делать так же, как ты ))

      Удалить
    3. Я тоже пока беременная была планы строила по пошиву развивающих пособий :) А когда ребёнка увидела - всё изменилось сразу :)

      Удалить
  6. Юля, спасибо огромное за статью) Меня ntthm меньше будут терзать угрызения совести, что я так мало делаю "тематических занятий". Я мама, которая разрывается между системой и спонтанностью. Просто не уверена, с какой стороны подойти - ведь всего так много интересного, о чем хочется рассказать ребенку. Но (в силу своей лености, скорее всего) я жду, когда ребенок сам предложит тему - вчера ходит целый день напевает "лё-фасоль")) С музыкой я не очень дружу, пришлось лезть в интернет, искать как ребенку 3х лет про ноты рассказать)
    А вообще про другое хотела написать - сегодня глубокой ночью уже посмотрела новую экранизацию Анны Карениной. Не сказать, что бы фильм очень зацепил. Сжалось сердце только в одном моменте - когда Анна говорила своему сыну "люби своего отца, он лучше меня", а он ей в ответ "мамочка, лучше тебя нет никого на свете" (не дословно), и я сразу вспомнила, как вы с девочками обсуждали этот вопрос про "самую лучшую маму", и пошла читать твою статью)) Только написать комментарий не успела- сын позвал) А вот правда ведь, сама мысль, что твои дети считают тебя самой-самой, уже окрыляет и заставляет быть еще лучше) Последнее время ловлю себя на этой мысли)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понимаешь, мне проще - я живу на природе и провожу с ребёном практически всё время. На работу я езжу раз в неделю, а в детский сад мы не ходим. Поэтому темы предлагает даже не ребёнок, хотя и он тоже, а сама жизнь - а мы с дочкой как раз оказываемся рядышком в этот момент и готовы что-то узнавать, учиться, размышлять и делать выводы. Такой наш образ жизни как раз и располагает к такому варианту общения. Если бы я работала целыми днями, а ребёнка видела бы только несколько часов перед сном, видимо, всё было бы иначе.

      Кстати, об образе жизни - очень многое, мне кажется, зависит и от занятий и увлечений родителей. Да, моя дочка ни слова не знает по-английски, она читает несколько медленнее, чем я в её возрасте, она имеет смутное представление о географии - "матрёшки" города-области-страны-континенты пока путаются. Вот вчера пришла посылка от Иры Чирашни - попытались разобраться что такое штат Калифорния и с чем его можно сравнить у нас. А ещё она не знает ни одной даты ни одного знаменательного события, ну разве что собвстенного дня рождения :)и абсолютно не умеет плавать. Зато она ноты выучила сразу после слова "мама"- раньше года, я с ней не учу ни стихи не песни - это происходит само собой. На ёлке для меня было откровением, что она решила прочитать бабушкин стих про лопату, а потом затянуть "там где клён шумит" - я с ней репертуар не готовила,даже не обсуждала, предложила решить самой, у меня была единственная просьба обойтись на ёлке без народной песни про чарочку :). В два года она отличала арабеск от аттитюда и могла всё это продемонстрировать. И не путала Шопена с Моцартом. Поскольку мама и бабушка постоянно занимаются разнообразным рукоделием, ей ничего не осталось, как в 3 года освоить иголку. С тех пор пуговицы и дырки на её совести - не скажу, что идеально, но справляется достойно. Это я не к тому, какая у меня замечательная дочка, а к тому что как можно говорить о каких-то результатах развития ребёнка, если дети такие разные, и семьи тоже? Вот если бы она росла в семье физиков, видимо, играла бы понятиями и формулами из этой науки. Хотя и не обязательно, вот к фортепиано моя мамзель пока равнодушна, хотя, по идее, должна бы:) Идти от себя - вот это, мне кажется, самое верное.

      "Анну Каренину" ещё не видела - только трейлер. Посмотрю, спасибо! А вот это: "сама мысль, что твои дети считают тебя самой-самой, уже окрыляет и заставляет быть еще лучше" вообще выпишу и на стенку повешу :)))))

      Удалить
    2. Юля, прочитала твой ответ Наташе и сразу вспомнила про это лето. Мы с Сонечкой месяц были в Казахстане, у бабушки с дедушкой. У них свой дом. Так вот, я вообще не могу вспомнить, что я там с ней делала, во что играла. Она как-то сама себе развлечения находила. Собирала с бабушкой яблоки и огурцы, с дедушкой косила траву, парилась в бане, плескалась в бассейне, возилась с собаками. Я только на сподручных работах: сыграть роль принца, который вместе с принцессой пошёл в лес за малиной (с бабушкиного куста), или кукол сделать из цветов. :-)

      Удалить
    3. Вот и у нас так же! Очень много необходимых, но не менее занятных дел вокруг и они прекрасно справляются и с воспитанием ребёнка, и с обучением, и с развитием, и с развлечением. А мама - да, всегда на подхвате, всегда готова к воплощению идей и ей всегда есть что предложить:) Ну, или почти всегда :)

      Представляю, как там у ваших бабушки и дедушки тепло, солнечно и вкусно! :)))

      Удалить
  7. Я тоже из тех мам, кому спонтанность ближе, чем подготовленность. Кстати, это относится не только к "занятиям" с дочкой, но и к моему профессиональному опыту. Когда урок подготовлен от и до, из него уходит самое главное: жизнь.

    Юля, но вот что мне интересно: ведь не отпускает тебя эта тема - уже не впервые поднимаешь ее у себя в блоге? Как ты думаешь, с чем это связано?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, я когда-то тоже писала на эту тему, вот здесь: http://olga-ekb.ru/story/2012/11/02/podgotovlennost-i-spontannost-pri-provedenii-zanyatiya

      Удалить
    2. Спасибо за статью - прочитала на одном дыхании и подпишусь практические под каждым словом. И к занятиям в студии я готовлюсь тоже спонтанно. Разумеется, придумываю некую "заготовку", но где-то на отдельной полочке она располагается :), потому что как бы ты к занятию не был готов, приходишь - а там обязательно какая-то неожиданность и гнуть ту линию, которую ты сочинил дома иногда просто глупо. Тем более если речь идёт, как у меня, о творческих занятиях.

      Вопрос хороший! Действительно, не отпускает. Первый раз тема возникла спонтанно - у Маши Костюченко был конкурс с провокационным названрем "растим гения", я не могла не улыбнуться и не прочитать публикацию. Идея пришла сразу, я не успела даже условия дочитать. И была очень удивлена такому отклику. Честно! Даже не думала, что это заденет. И я стала много думать и наблюдать - тем более, что с БМ это очень легко, так или иначе абсолютное большинство наших статей именно на эту тему.

      Потом мне часто приходится уже в "реальной" жизни отстаивать своё мнение по поводу жизни на природе и непосещения ребёнком детского сада. Шутка ли: мне звонит свекровь (!) моей приятельницы (!) и на полчаса заводит тему моей профессиональной реализации, которая невозможна вне города по её мнению, а дальше, разумеется, любимая тема - социализация "молодёжи". После каждого подобного разговора хочешь-не хочешь возвращаешься в своих мыслях к этой теме. Даже если сомнений в своём выборе нет.

      А сейчас опять "случайно" всё сошлось. Много читаю мамских блогов, много общаюсь с мамами, котороые как раз иного мнения, очень часто на глаза попадаются всякие "темы с вариациями". И чувствую в комментариях других мам к очередному мастер-классу какую-то смесь восхищения-сожаления - лёгкой зависти. И мне очень горько от этого. Хотя, это вроде как и не моё дело. Потом приблизительно то же, что я услышала от моей Олеси, я слышала и от других своих знакомых. Только в тех случаях дело касалось, как правило, занятости мамы на работе - "хочу, но не успеваю". А вот в случае с Олесей - мне думается, это просто интуитивное неприятие, не хочет она делать именно ТАК. И такой человек замечательно интересный, у которого есть чему поучиться и детям и взрослым вдруг унывает. Вот пост и родился - немножко в противовес тому, что вижу вокруг, как то самое коромысло ;)

      И смотрю по комментариям - это, оказывается, другим интересно.

      Удалить
    3. Ясно. На самом деле, в обучении языку тоже очень много творческого начала. :) И это становится особенно очевидно, когда учишь говорить собственного ребенка.

      Удалить
    4. Ещё бы! Я думаю, что место творчеству есть абсолютно везде, и только так любое дело, любая наука могут стать живыми.

      Удалить
  8. Юля, спасибо за поддержку "совестливым" мамам. Меня тоже иногда одолевают угрызения совести, что я что-то ребенку недодаю. И дело даже не только в том, что я также предпочитаю спонтанность, а не спланированные занятия (кстати, в отличие от меня, у сына такой темперамент, что какие-то заготовки и планы с ним вообще не идут). Так вот, дело еще и в том, что иногда бываешь уставшей, или просто хочется помолчать - а ребенку хочется активную или веселую маму... Но тут важно находить баланс между собственными потребностями/возможностями и желаниями ребенка. И не корить себя за то, что не всегда удовлетворяешь ребенка сию секунду. Я это теоретически понимаю, но совесть подгрызает иногда. Кажется, что если стала мамой, надо всегда быть в форме :) Но я же еще и человек....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, кстати, ещё одна сторона "медали"! Мне кажется, что будет просто здорово, если ребёнок как можно раньше поймёт и осознает, что мама - тоже человек. ЖИВОЙ! Что она может устать, что у неё может быть плохое настроение и самочувствие, что в конце концов и нервы у неё не железные. И что ЗАБОТА и ВНИМАНИЕ требуются и от него, ребёнка.
      Разумеется, я не призываю к тому, чтобы отвернуться от ребёнка и всё дорогу делать только то, что хотется себе любимой, устраивать истерики по любому поводу и выплёскивать своё плохое настроение на домашних :))))

      Удалить
  9. Юля, а я очень восхищаюсь мамами, которые могут систематически проводить со своими детьми такие вот тематические занятия, шьют коврики, игрушки. Это всё потому, что я так не могу, да и руки не оттуда растут. Мне самой очень нравятся тематические дни, ещё и по причине того, что мне нравится самой в "это поиграть", и когда объявляешь день "тематическим", то вроде у тебя официально появляется время поиграть вместе с ребёнком. И пусть хоть потоп! Я же сказала, что "тематический день", значит гора грязного белья меня сегодня не волнует! Но это, правда, редко бывает. Я вообще-то ужасно несистемная мама, да и у Софии столько "дел" в детском саду, что порой её лучше оставить в покое, дать порисовать, полипить то, что она сама хочет. Иногда мне вдруг кажется, что я что-то не успела, что-то пропустила, появляется паника, что я не достаточно со своим ребёнком занимаюсь, другие-то вот, что делают.... А потом подумаю и понимаю, что мой ребёнок счастлив, мы всё свободное от садика время проводим вместе, болтаем, читаем, рассказываем сказки, если ей хочется "тематического", она сама об этом скажет "Мама, что-то мы давно никуда не путешествовали" или "Мама, а давай поговорим о динозаврах...". Вот тогда-то и приходится выкручиваться, спасибо девочкам, которые выкладывают столько полезных материалов в своих блогах. Просто неоценимая помощь для меня и Софии!
    Юля, спасибо за статью, мне кажется, что она поможет многим мамам (особенно работающим) взглянуть на ситуацию под другим углом и перестать мучаться муками совести.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, грязное бельё может подождать и без тематического дня, если что! :)))))) А если серьёзно, я благодарю тебя за такой искренний отзыв. Если честно - ощущения у меня примерно такие же. как от разговора с моей приятельницей. Что??? И это та самая Маша, чьими сказками зачитывается весь интернет от мала до велика?????:) Если уж и брать методики и системность за благо, то твоя сказкотерапия - чем не методика?
      Я как раз на днях про Софию подумала - вот счастливый ребёнок, вырастет и будет читать своим детям сказки их бабушки, а всем говорить: " я выросла на маминых сказках"

      Удалить
    2. Юль, вот оно и ждёт, пока я сказки пишу. :-) А сказки, кстати, это просто образ жизни, без них нельзя, как без воздуха. Как к особой методике я к ним никогда не отношусь, хотя всячески признаю силу сказкотерапии в процессе воспитания наших деток. И лучшие сказки, мои самые любимые всегда рождаются именно спонтанно. Обычно вечером, когда София просит рассказать. Просто потом при записи придаю лоска при помощи слов.
      Кстати, рассказала как-то Софии, что не все мамы умеют сказки придумывать, она так удивилась. :-)

      Удалить
    3. Я согласна, без сказок никак - даже взрослым :)
      Вот видишь - для Софии это естественно как воздух. Это же здорово! Я помню, когда Ася ещё совсем маленькой была, гуляли мы с приятельницей и её дочкой, и я осталась с двумя колясками у магазина - ей нужно было что-то купить. И затеяла показать девчатам спектакль маленький - что-то под рукой нашлось. какие-то игрушечки маленькие, рукавичка, ещё что-то. Я помню глаза той девочки, насколько она была удивлена, как ей такая игра показалась диковинной - просто потрясение у ребёнка было. А моя мартышка привыкла к таким выкрутасам - смотрит внимательно, реагирует, но как само собой разумеющееся воспринимает.

      Удалить
  10. Классная статья, очень подбадривающая. сама постоянно сталкиваюсь с такими "дурными" мыслями. просто бывают такие дни, когда вдруг почувствуешь себя никчёмной мамой. Но потом всё проходит, и я реально посмотрю на себя, на то, как много играю с сыном, занимаюсь его развитием, и снова воспряну духом. Если что-то не получается делать, просто потому что это не твоё, не надо зацикливаться. Нужно искать то, что твоё, то что лучше всего получается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с вами! Слушать себя и ребёнка и доверять своим ощущениям :) наверное, как-то так :)

      Удалить
  11. Юля, я уже начинаю любить твои статьи на эту тему именно) они как будто в нужный момент меня опять ставят на место. Особенно нравится теперь вспоминать пару часов, проведенных какнибудь с утра, и совершеннным образом не помнить оттуда ничего (что может означать только одно - занимались чем-то поверхностным - для мамы -не запоминающимся). У меня даже упражнение как будто завелось: только ловлю себя на этой мысли, сразу тепло становится от этого - значит "жили"). Меня вот честно тоже вышибать немного начало от этих всех открыточек-поделочек на праздники. Вроде и приятно дедушкам и все такое, но лучше слепил от души и без повода сам решил подарить. Или повторять стишки, сама себя ругаю постоянно, и все равно сливаюсь - расскажи, сыночек (конечно пока нравится сыночку, но вот смогу ли сдержаться, когда он скажет нет)))
    Мне еще так нравится видеть, где Ванька начинает немного повторять меня, в смысле поговорить любитель, что-то там попеть потанцевать. То, что пока не рукоделит, и даже рисовать снова разлюбил... Хоть и хочется, чтобы от сына пришло желание, но совсем не напрягает, что его нет. Что можно просто сидеть и наслаждаться видом: "Ваня бегает", потому чего его и волоком не оттащишь от этого своего бегает и хохота. Как все-таки важно осознать и отпустить. И столько радости прибавляется в общении!
    Зачем только я прикупила на одном сайте 3 месяца тематических неделек, не поняла я :-) (НИ ОДНОГО не начала еще к концу вот уже 3го месяца и скадывания в копилочку, вот человек).
    А у тебя так здорово получается это описать!
    Как ты описываешь здлрово творческие занятия с детишками! Я прямо почувствовала, как это может заряжать! В профессиольной деятельности выйти на спонтанность, как и в случае с Олей с английскими уроками - это вообще верх совершенства,по-моему :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольчик! Как я тебе рада! Я соскучилась :) Не могу без улыбки читать твои комментарии - так живописно всё рассказываешь :). Твоё чувство юмора, самоирония и наблюдательность не дадут вам с Ваней впасть в какие-то крайности и перекосы - я уверена в этом! Вы просто замечательные, весёлые, жизнерадостные МОЛОДЦЫ! "Осознать и отпустить" - точнее и не скажешь...
      Ты, пожалуйста, не исчезай надолго. Заглядываю периодически в твой блог - вдруг новости какие-то есть, а я пропустила. очень-очень рада тебе!

      Удалить
  12. Вот уж точно все описано. Иногда я предпочитаю что-то заранее спланировать, а иногда все получается спонтанно. Но мне тоже ближе идея, что ребенку нужно давать то ,что он хочет и то, что ему интересно в данный момент времени. Так и интерес к обучению не угаснет и информацию ребенок усвоит лучше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна! Вот как бы постараться и в школьные годы сохранить свой собственный путь образования.... Надеюсь, что это возможно.

      Удалить
  13. "Hе нужны ребенку бессмысленные побрякушки, вредят они ему, от Истины уводят..." (Анастасия "Звенящие кедры России"). Дорогая тёзка Юлия, эта статья - "вакцина от перфекционизма" ))) Пыл тематических метаний как рукой снимает ))) Не в обиду будет сказано, но бывает, что меня очень раздражает гиперактивность некоторых мам в этом деле ))))
    Невероятно, но так иногда хочется простоты... И чтобы была с ребенком всегда энергия Любви. И любящие друг друга родители. Я не отрицаю использование достижений нашей цивилизации и развивающих ковриков - это может быть даже красиво )))) Но все-таки здорово, когда ребенок познает всю землю не по рассказам чьим-то, а на вкус. Пусть пробуют наши дети Вселенную на вкус. Искренность во многом важна. Интуитивность и спонтанность. Делать так, как сердце велит нам и Душа. ИМХО.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за поддержку! :) Полностью разделяю ваше мнение, до донышка :). Но с другой стороны "каждой кошке - своя дорожка", кто-то себя гораздо уютнее чувствует в другой параллели. Если это и правда так, искренне - то, значит, таков выбор, и он достоин уважения. Но если эта "гиперактивность" рождена каким-то страхом, ощущением своей материнской несостоятельности, навязана какими-то стереотипами, желанием быть "на гребне волны" или даже выше её - тут грустно.

      Удалить
    2. Вот тут я с Вами полностью согласна. РУкоодить порывами души в отношении игр с ребенком должна не "алчность до результатов", не "мамино тщеславие", а ее искрений интерес к этому процессу. А тотак можно убить на корнб весь интерс к процессу познания мира. Но и направлять тоже необходимо. Ведь к то если не мать, поможет малышу, например, скоректировать недостатки развития речи, или не подскажет, что еще можно сделать с тем или иным предметов. Ведь однажды показав ребенку, что кубики можно не просто грысть, но и ставить сверху на другой кубик, Вы тоже провели для него развивающее занятие. Мне кажется что все-таки это вопрс терминологии, а не тщательности и длительности подготовки совместного дня. Все наши игры возникают спонтано, но часто они направлены на изучение и закреплние каких-то определенных тем, октуальным на мой взгяд имеено сейчас.

      Удалить
    3. Мне кажется, дело не только в терминологии, хотя и в ней тоже - вы правы. И что именно мама лучше всех может помочь малышу - тут тоже не спорю. Для меня существует вполне осязаемая грань между развитием и знаниями. Я против слишком ранних знаний, искренне считаю, что решать примеры в 8 месяцев ребёнку абсолютно ни к чему - есть куда более важные задачи. И никак не могу ребёнка, напичканного фактами по уши назвать хорошо развитым - можно только порадоваться его памяти.

      Удалить
    4. Полностью с Вами согласно. Примеры в 8 месяцев рано, даже в 2 года рано, особенно если сам не хочет. Проявил интерес можно ипо развивать эту тему, пропал интерес переходм "к водным процедурам". Но найти такую же ложку, монетку это он может. Предоставить его уме пищу тоже не возбраняется. А за парту с книгами и тетрадями это конечно перебор. Мы нпример даже в кубики Зайцева играем не так как в методике. Строимиз них паравозы, и песни поем для развития речи. И мне кажется, что это не рано и не слишком.

      Удалить
    5. Не спорю совершенно! Тут лучше мамы никто не разберётся - что рано её ребёнку, а что в самый раз, что вредит, а что на благо. Вот воистину - действительность собой определять нужно, а не прочитанными статьями или опытом других мам. По мне - в первое время жизни ребёнка гораздо важнее живое общение с родителями, с домашними, с природой. Но есть мамы, которые думают иначе и очень комфортно себя чувствуют в своём мировоззрении. Каждому своё!

      Удалить
  14. У нас по разному бывает и спонтанно и подготовлено. Я чаще в блоге, конечно описываю подготовленные занятия, потому что они требуют сил, времени и мне хочется их сэкономить для других мам =))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благородный поступок :). Я без шуток - знаю, что некоторым часто не хватает "волшебного пенделя" - какой-то зацепочки или идеи.

      Удалить
  15. Юлия, как же я люблю заглядывать в ваш блог. Честно-честно. Прочитаю статью и даже сначала и не комментирую, так хочется обдумать, заглянуть куда-то внутрь себя, прочувствовать тему. Вот и в этот раз, все выходные нет-нет и возвращаюсь к этой теме. Сама много раз начинала планировать-готовить недельки.
    Но вот Андрейка у меня дотошный человечек. Ему нужна неспешность, повторы. Влюбляется в какую-нибудь тему и эта любовь на несколько месяцев. Так всю осень и до Нового года были в динозаврах- лепили, читали, смотрели - без особой подготовки из того что есть. Теперь вот планету изучаем: карта и глобус, все-все о животных, о планетах, опыты с водой. И снова неспешность - второй месяц уже. Но я вижу - для него сейчас это важно, интересно,все запоминает влет, а уж вопросы задает такие - держись мама)))
    А Сашенька - она другая, более легкая, как бабочка от темы к теме, где-то сама по себе, где-то к брату примостится. Но и вот так между строк она с нами беседу легко поддерживает. "В теме" так сказать последних событий.
    Какая будет Иришка? Поживем-увидим...
    А я нет-нет, да и "грызу" себя тем, что вон другие мамы делают. Спасибо за статью и за навеянные ей размышления

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как вы здорово о малышах своих рассказываете! Сижу и улыбаюсь. Если один ребёнок - это целая Вселенная, то три - это целых три! :) Разных, со своим ритмом и настроением. Мне кажется, у вас очень хорошо и чутко получается уловить этот ритм. Вашим Вселенным с вами повезло! а вам - с ними:)

      Удалить
  16. Спасибо Вам, за этот пост, за Ваш блог. ткрыла ВАс для сея именно благодоря ему и Блоги мам. Вы открыли для меня новые мамские блоги.
    По потоду поднятой с посте тему, могу сказать, что, как мне кажется, я нашла золотую середину в отношении развития со совей дочерью.
    Я совмещаю совой интуитивный и спонтанных подход и планомерное обучение. Ведь развития малыша происходит не зависимо от меня. Так она многое видит, многое узнает от других людей, много открывает для себя сама. Я лишь веду ее пока это возможно за руку. Мир огромен и кто как не Значимый для нее взрослый расскажет ей о нем, кто как не мама или папа поможет в минуту когда это будет нужно. Но важно быть Значимым для ребенка взрослым- т.е. быть с ним на одной душевой волне, быть самому примеров, самой искать, что-то новое и развиваться.
    Планировать или непланировать занятияе в том или ином случае, конено выбор индивидуальный.
    Мне кажется главное просто помнить о своих интересах и интерсах малыша и двигаться в этом направлении.
    И если маме нравиться все четко планировать, что и когда изучать, и она в этом реализуется, то результаты будут очень хорошим, т.к. малыш будет получать удовольствие от вида увлеченной и сияющей мамы. А если это вымученно ледование плану, да еще чужому, то и результатов не будет.
    Однако для своей развивающей студии я всегда планирую занятия, по крайней мере стратегически на квартал, так как это позволяет именно обучить ребенка определенным вещам и навыкам. Тут как в менеджменте определяем миссию-стратегический план-тактический план, но действуем при этом по ситуации.
    И главное не мучаемся угрыжениями совести. что другие делают больше. Мне кажется главное думать, а что делаю я. И искать свою уникальность. Вот я например очень завидую Вашей подруге, они исколлесили с ребенком Карелию. Мне при все й моей любви к туризме такое не осилить.
    Мне кажетя, каждая мама "грызет" себя за что-нибудь. Но мама не сторукий Бог, мама она просто мама.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень рада видеть вас у себя в гостях! Да, вы правы - каждый выбирает то, что ему ближе. Единственно, меня (опять-таки лично меня) всегда смущают и веселят одновременно разговоры о результатах. Я искренне не понимаю, о чём речь, ведь дети развиваются и растут настолько быстро, что во всех "результатах" теряется всякий смысл . :) Ребёнок пошёл в 7 месяцев. Это результат? Результат чего? А в 4 года ВСЕ дети, если у них нет проблем со здоровьем, отлично бегают, и глядя на них никогда не скажешь, кто из них пошёл в 7 месяцев, а кто в год. Ребёнок читает с 2-х лет? Но к 15 годам читают все и опять-таки не имеет никакого значения, когда именно ребёнок этому научился. Продолжать можно бесконечно.

      Удалить
    2. Да, спорный вопрос о результатах. Однако я не говорб о таких далеких результатах. Я о сиюминутным. Было или не было им хорошо вместе. Вот сейчас сию минуту. А не о том читает он в 2 или 7. Да и при этом тоже могут быть ращные ситуации. Моя племяница и 7 не читает и это уже ей мешает. ЕЕ из-за этого в школу не берут. А это согласитесь отразиться на ее жизни.

      Удалить
    3. "Было или не было им хорошо вместе" - согласна совершенно - это самый главный результат. Кстати, с племяницей, по-моему, незаконно поступают: насколько я знаю КАЖДЫЙ ребёнок к 8-ми годам должен так или иначе учиться в школе. Независимо от своих умений. Хотя, к школе сейчас и правда читать нужно уметь, это так.

      Удалить
  17. Очень созвучное мне мнение и подход к развитию и воспитанию :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) Значит, мы с Вами в этом вопросе на одной волне!

      Удалить
  18. О, да! насколько сейчас проще спонтанно развивающие "занятия" осуществлять - не знаю значение слова, посмотрела в интернете, а ролики на Ютубе - это мой ценный помощник - и взлёт авиалайнера, и меняющий цвета хамелеон, плюющийся верблюд ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, интернет может хорошую службу сослужить и быть добрым помощником. Но и без него, в принципе, хватает "обучающе-развивающего" материала вокруг, жизнь предлагает его на каждом шагу в изобилии.

      Удалить
  19. Приятно было прочитать, что я именно та мама, очень мне помогло сейчас

    ОтветитьУдалить
  20. Здравствуйте!
    Иногда возникало ощущение того, что все такие рукодельницы, а я...
    Однако была проведена работа, и больше таких мыслей нет!
    Все люди разные. И как здесь говорилось, у каждого своя и цель и средства и задача в жизни. И наши дети родились у нас не случайно.
    Задача мамы, развиваться самой и отдать всё что знаешь ребёнку.
    А Интернет только помогает расширить собственные грани.
    Всех успехов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер! Вот совершенно согласна: не случайно родились у нас именно эти дети (или выбрали именно этих родителей?) потому что воспитываем мы с ними друг друга всем своим существом - и достоинствами и недостатками, судьбой, жизненными обстоятельствами и событиями, которые с нами случаются. Спасибо! И вам всех благ! :)

      Удалить