Поиск по этому блогу

среда, 5 июня 2013 г.

Накрутили, навертели... Запутать что ли хотели?

Чай из листочков смородины в кружке давным-давно остыл. Белка думала долго – добрых два часа в голове вертелся один-единственный вопрос: ЗАЧЕМ? Хорошо ещё, что эти два часа оказались настолько добрыми, что ничто и никто не помешал Белкиным размышлениям – у бельчонка было время дневного сна, ветер не приносил ни писем, ни гостей. А любимый с детства фильм, фоном идущий на ноутбуке, не мешал вовсе.


Перед Белкой лежали карточки, ей их показала знакомая Зайчиха – её сынок уже закончил этой весной первый класс, а по этому пособию они занимались в школе. На одной из карточек был нарисован красивый рисунок, и надпись гласила: «пиро…» и тут же проверочное слово – «пироЖок». 

А также всюду пестрели таинственные знаки. 

«Наверное, эту карточку нельзя выкручивать после стирки», - горько усмехнулась Белка. А ведь сколько слёз пролил зайчик-первоклассник на пару со своей мамой над этими таинственными знаками, пока выучил их все! Вот Белка и думала – зачем? И причём здесь пироЖок, если нам нужно проверить букву Г?  Чередование согласных? Да на здоровье, только не в первом классе! Ведь всё просто – измени слово таким образом, чтобы после согласной стояла гласная, а ещё лучше - поставь слово в родительный падеж, и нет проблем! Сапог – нет сапоГа, пирог – нет пироГа. Зачем всё усложнять?...

 - Это дело на одну выкуренную трубку! – уверенно успокоили Белку с экрана.
- Я не курю, – отозвалась она.

К слову, тот зайчик учился по какой-то новой престижной программе. А их, этих программ, в лесной школе развелось видимо-невидимо. Это что ж получается – чем мудрёнее, тем лучше? Круче? Не в простоте ли и ясности мудрость? Вот как бывает: вроде бы однокоренные слова «мудрость» и «мудрёнее», а совершенно разная суть в них заложена.

Мама с детства говорила Белке: «если ты сможешь объяснить правило кому угодно в лесу от желторотого птенца до бестолковой кукушки, значит, ты его знаешь, а если ты его просто выучила – это ещё ни о чём не говорит». Права мама! Не в этом ли задача каждого учителя и цель каждого пособия – объяснить максимально просто, понятно, наглядно?

Тут Белка вспомнила об одном подарке – как-то ей с бельчонком подарили набор пособий для раннего обучения детей нотной грамоте. Что правда, то правда – в рекламном ролике ребёнок примерно 2-3 лет в суровой сосредоточенности действительно вполне синхронно и скоординировано жал двумя руками на нужные кнопки – ой, в смысле клавиши! - но ощущение было именно такое: на кнопки. То есть то, что делал ребёнок – это была не музыка, и опять возник вопрос – зачем? Надо сказать, что Белка сама вполне себе музыкально грамотная, и только это помогло ей разобраться в пестроте предложенного. Мама дорогая! Нотный стан сначала переворачивался боком, а потом снова вставал на место, зачем-то нужно было непременно знать, какая из нот – девочка, а какая – мальчик.  Зачем? Чуть-чуть подрасти и всю эту нотную грамоту можно выучить элементарно и играючи! И даже в первых своих произведениях, состоящих из пары нот, и сыгранных одним пальчиком, услышать настоящую музыку.

Ну, а поводом для Белкиных мыслей и размышлений стал замечательный набор для создания цвета. Она его увидела в интернет-магазине, когда заказывала книги. Огромная яркая коробка, а внутри – колбочки, баночки, тряпочки, трубочки, краски. А всё для того, чтобы смешать синий с жёлтым, красный с синим, красный с желтым – и получить новые цвета. Но зачем столько всего? Неужели без всего этого великолепия теряется волшебство эксперимента? Нет, не теряется – Белка помнила, с каким восторгом впервые смотрел её бельчонок на радугу, а потом они вместе нарисовали её почти полностью всего тремя красками. Это было волшебно! И... просто: три баночки с красками и кисточка. Нет, конечно, страсть детей ко всяким баночкам-коробочкам и прочим финтифлюшкам известна, и такая коробка интересна для игр, но ведь и стоимость у неё будь здоров!

- Это же элементарно, Ватсон! – воскликнули в кино.
- Конечно! – согласилась Белка


Точно! Спрос рождает предложение: хотите развивающие игры – пожалуйста. Конкурентов, правда, много в этой области, но ведь и рынок какой огромный! Программа минимум – быть непохожим, чтобы не обвинили в плагиате, программа максимум – выделиться из общей массы, чтобы можно было на коробке написать: уникально, эксклюзивно или даже инновационно!  Да уж, три краски и кисточка в этом смысле выглядят и правда неброско, много денег с этого не выручишь.

И ещё, теряя ориентиры в таком количестве кричащих и ярких игр и пособий,  очень хочется сначала порадовать и развлечь своё дитя, потом – удивить, а потом и этого мало (ведь он уже столько всего видел и во столько игр играл, его уже ничем не удивишь!) – поразить и ошеломить чем-то этаким!

Вот и множатся на полках магазинов большие и яркие коробки, становясь с каждым днём всё больше и ярче. Вот и соревнуются меж собой в оригинальности обучающие программы и методики.

Вот ведь как получается: «развлечь» и «увлечь» – опять две однокоренные противоположности.  А ведь жизнь сама предлагает удивительные вещи и чудеса на каждом шагу. Щедро и бесплатно, просто и необычно.

«Пам, па-рам пам парарарарам!» – грянула музыка Дашкевича с экрана. Закончилась очередное расследование знаменитого сыщика. Возле Белкиного окошка замерло, покачиваясь, маленькое облачко.
Белка заглянула в кружку с чаем – его осталось совсем чуть-чуть на донышке.

- Ох уж этот круговорот! И задуматься не успеешь, как твой чай облаком  улетит.
И пошла Белка ставить чайник снова - скоро  бельчонок проснётся, будут пить чай вместе!







29 комментариев:

  1. Все гениальное - ПРОСТО!
    Простота - всему голова!

    ОтветитьУдалить
  2. Лихо ты сюжет завернула! Сказка или не сказка - меня тоже удивляет, как можно ТАК объяснять в учебниках, что и взрослый с ходу не разберется. А смысла покупки (и, соответственно, продажи) большинства обучающих пособий, карточек и прочей наглядности мне, наверно, не понять никогда.

    Я думаю, это просто бизнес - к ребенку это не имеет ровным счетом никакого отношения. Это если смотреть со стороны продавца. Но зачем мамы это покупают, для меня тоже остается большой загадкой.

    Правда, бывают исключения: полезные и долго востребованные у ребенка игры и книги. Но они, как правило, просты, без наворотов. Лично для нас это игра "Эрудит", домино, мозаика и подобные старые знакомые.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бизнес! Ещё какой. Действительно, за редким-редким исключением. Даже товары для творчества - и то лишних накрученносетй хватает. Вот был, например, в нашем детстве пластилин "деревянный" 6-ти мрачных цветов (ничего, кстати, выросли на этом пластилине, из некоторых даже талантливые художники и скульпторы получились), а сейчас есть прекрасные яркие разнообразные цвета и текстура нежная - ну здорово, ничего не скажешь! И тут же тебе:и с какими-то безумными блёстками никому не нужными,и в виде шариков, ещё какой-то - даже в руки брать страшно, как подумаешь, из чего ЭТО вообще может быть сделано... Где-то просто очень быстро переходится эта грань между сделать удобнее/функциональнее и "навороченнее". Такой прикол ради прикола получается.

      А на "Эрудите" я сама выросла - любимая игра в семье была, и дочка сейчас приобщается с удовольствием. Да-да, и у нас есть такие любимые игры и книги - простые и без лишних рекламных штучек.

      Удалить
  3. Спрос действительно рождает предложение- каждый решает сам... :-) жаль только, что обязательную школьную программу тоже всё усложняют и усложняют, и при этом никак понять не могут, почему уровень интеллекта учеников всё снижается и снижается... :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да и тут, видимо, бизнес и амбиции создателей очередных "инноваций". Но не о детях думают - это факт.

      Удалить
  4. Почитала и порадовалась, что есть еще здравый смысл в этом мире :)

    Я как раз жду одну статью на выход на похожу тему (немного с другой стороны), а вторую дописываю. Даже пример с радугой тоже привела, все лепят радуги из пластилина, мастерят из бусинок и рисуют красками, а выйти в поле и посмотреть на настоящую радугу никому в голову не приходит (там же укусить могут или испачкается не дай Б-г дитё). И смех, и грех...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, как поддерживаю настоящую природную радугу !!!!!!!!!!!!

      Удалить
    2. Очень люблю ствои статьи. С удовольствием прочитаю :) И с радугой - это так. Но с другой стороны - не у всех она есть, радуга-то. Живёт, например, человек в многоэтажке во дворе-колодце, видит кружочек неба с копеечку размером, а из окна - соседское окно или вообще кирпичную стену и всё... И парка никакого в пешей доступности нет. Тоже ведь бывает...

      Удалить
    3. Юль, это верно. Я вообще не осуждением, а грустным взмахом рук это говорю. Но все-таки, я верю, что было бы желание... (Шепотом: Я тоже сейчас, хоть и на первом этаже, но в многоэтажке живу.)

      Удалить
    4. Про желание - абсолютно верно по большому счёту!

      Удалить
  5. Да, Юль, все так и есть...
    А зачем нужен фонетический разбор слов, я и сейчас понять не могу. Алгебру дети начинают учить в 7 классе, потому что до того еще рано вводить абстрактные обозначения для цифр. А в первом классе ввести какие-то зашифрованные значки для букв - это можно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, Таня, о том и речь! Весь вопрос в том КАК именно что-то объяснять. А всё прогрессирующая "любовь" школы к схемам, значкам и прочим шифрам где надо и не надо заметна невооружённым глазом.

      Удалить
  6. Полностью согласна. И меня пугает этот поток школьных программ, непонятных и ненужных пособий...Аж к школу ребёнка отдавать не очень-то и хочется.
    Нам, конечно, еще рано. Может, что-то изменится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Маша, не знаю! Я, конечно, оптимистка, но, думаю, что в целом ничего не изменится очень долго. Возможно, начнут появляться какие-то отдельные школы, где всё немножко по-другому. Есть и сейчас такие наверняка, только их очень мало. А в системе - нет, боюсь, реальных изменений ждать рано.

      Удалить
  7. Браво, Белка! Я чуть не поперхнулась, когда увидела эти "таинственные значки" для первоклашек. Так и хочется вздохнуть "Бедные дети..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И родители тоже! Это ж сколько времени нужно, чтобы самому всё это переварить, а потом донести до ребёнка в нормальной человеческой форме. На что время тратится...

      Удалить
  8. Надеюсь, что у моего ребенка в школе не будет этой новой престижной программы! Потому что подобная таинственная шифровка уж точно не принесет никому пользы, а только полностью и навсегда отобьет у ребенка желание учиться. Очень жаль маленького зайчонка...

    ОтветитьУдалить
  9. Юль,гениальная статья ! И потрясающий юмор. Да, всё правильно. Вот, и другие лесные жители тоже недоумевают.
    Знаешь, мы когда были на собрании по окончании подготовительных курсов, там перечисляли, что должен знать ребёнок, отправляясь в 1 класс. Мы были в шоке. Т.е. то, что мы проходили в 3-4 классе они якобы уже должны понимать. А вот недавно было ещё одно собрание, детей распределили по классам и нам учительница стала рассказывать, что у них будет. У нас, камень с плеч свалился. И вот спрашивается, зачем надо было пугать на том собрании. А главное, что сын совершенно не переживает, а мама вся на нервах :))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А как же престиж? Я помню как-то пришла с подругой в детский сад - она там была режиссёром театральной студии, а меня попросила снять на камеру их спектакль. Карапузы что-то танцуют, стараются, а ко мне подходит заведующая и спрашивает, не знаю ли я какого-нибудь хорошего хореографа, а то "такие танцы - это не наш уровень!" :) Очень смешно было. Хотелось порекомендовать Эйфмана.

      Сынуля молодец! так держать!

      Удалить
  10. Очень верно! То что происходит в школе просто ужасает, программы меняются от года в год, причем исключительно в худшую сторону! Как посмотришь на все эти прописи и пособия, желание учить ребенка дома самому ну прямо в гипертрофированной форме возникает ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не самый плохой вариант на сегодняшний день!

      Удалить
  11. Юля, вот про фонетический разбор слова я тоже не понимаю, зачем так рано ребенку его давать и зачем вообще многое давать ребенку из того, что ему действительно не нужно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Золотые слова, Маша! Нет, можно, конечно, ребёнку объяснять и очень сложные вещи, если в этом есть потребность и необходжимость, но делать это просто, без ложной значимости :)

      Удалить
  12. Умом Россию не понять... Иногда это выражение можно в разных смыслах рассматривать. Ну и не Россию в частности имею в виду, в нашей Белоруси такая же ситуация. Родители табунами бегут записываться на подготовительные курсы в школу, потому что им сказали, что пять детей в их классе уже умеют читать,писать, считать и что-то еще делать. А их ребенок нет. Поэтому учительница не будет ориентироваться на отстающих, и ребенка заранее определили к неуспевающим. Бред какой-то! Почему сейчас никто не заботиться о том, готов ли ребенок к школе эмоционально, пройдет ли для него переход в школу легко...Нет, в министерстве , по-моему, всем плевать на это. Главное, программу усложнить, наполнить, так сказать, а часы на изучение этой программы уменьшить. Вот же специалисты вырастут, специалисты широкого профиля, но узкого понятия, как бы не печально это звучало. Со страхом думаю о школе. хоть нам до нее еще 2 года, представляю, что за это время придумают. что-то вериться с трудом, что придумают что-то хорошее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "специалисты широкого профиля, но узкого понятия" - точно сказано! Вряд ли чего-то хорошего можно ждать в ближайшее время. Никому наши дети не нужны, зато они нужны нам - значит, будем помогать им всецело.

      Удалить
  13. Когда вижу что творится с пособиями и учебниками от года к году, становится страшно и желание учить ребенка дома только возрастает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вариант не всем подходит, но вполне хорош собой!

      Удалить