Поиск по этому блогу

суббота, 9 августа 2014 г.

Живые знания или задания из жизни


- В5!
-  Мимо! А10!
- Убил! Молодец, однопалубник обнаружила. Срочная телефонограмма командующему флотилией: доложите обстановку. Сколько кораблей противника поражено? А сколько ещё  осталось? 

Это я по привычке спрашиваю.  С помощью морского боя – то есть регулярных «звонков» командования и частых вопросов сочувствующих и болеющих за внучку домочадцев - в своё время дочка легко и без проблем освоила состав числа 10. Необходимое умение для любых математических манипуляций. 



Я не большой любитель «специальных» развивающих игр и совсем не люблю превращать в забаву знания. В определённом смысле любая игра – это развитие, а знания, я считаю, совершенно ни к чему заворачивать в шоколадную обёртку, они сами по себе очень интересны, когда они живые, и в них есть потребность. Я почему-то очень смущаюсь и испытываю неловкость, если затеваю какие-то игры с образовательным «подвохом», когда вроде как играешь, но непременно нужно что-то сосчитать, сложить, рассортировать и найти лишнее. Что-то надуманное и искусственное мне в этом мерещится. Видимо, мой настрой всегда передавался дочке, потому что она эти подвохи ловила с детства, и  не испытывала жгучего желания помогать абстрактному ёжику собирать грибы или цыплёнку строить башню из кубиков на 3 кубика выше, чем у утёнка. Я её понимаю. С трудом верится, что ёжику и цыплёнку эта помощь и правда нужна и важна. А вот считать настоящие тарелки к обеду – пожалуйста. Или  вымыть нужное количество яблок, чтобы каждый съел по две штуки, или разделить поровну пирог. Это всегда было интересно, потому что задания эти  настоящие, из жизни. И сейчас игра-«бродилка» с математическим уклоном лежит без дела, а квитанции со счетами за квартиру вызывают живейший интерес. А домашние заготовки с расчетами сахара/соли/уксуса? А стройка?  Это же просто живой учебник алгебры и геометрии! Сложноватый пока, но от этого не менее интересный.

Как было бы хорошо, чтобы все уроки – математики и не только – получались бы «из жизни», а не были бы предложены ребёнку специально! Но, видимо, придётся в один прекрасный момент получать знания «про запас». Не хочется их называть ненужными (хотя, и такие тоже есть), скажем так: невостребованные в данный период времени. Ой, как хочется, чтобы этот момент вообще не настал или же наступил как можно позже!...

- Мама! Ж9!
- Мимо! Извини, задумалась. К4!

Ладно, не будем пока о грустном. Вот, кстати, в морском бое маленькая «педагогическая хитрость» оказалась уместной и органичной – ведь всегда самому интересно знать, сколько кораблей противника  осталось разгромить.  Вот  и «звонит» главнокомандующий командиру флотилии.

Есть у нас ещё одна игра на эту тему – счёта до 10-ти.  К слову, «специальная», исключительно учебная, но почему-то приятная сердцу. То ли потому, что родилась сама собой, случайно, то ли потому что 10 камешков для неё были расписаны самостоятельно и совместно акриловыми красками в один из дождливых дней, то ли ещё по какой-то причине.
Но, как бы там ни было, несмотря на то, что в плане учёбы эта игра для нас уже не актуальна, мы иногда с удовольствием в неё играем. А тем, кто сейчас как раз учится складывать и вычитать в пределах десятка, она может пригодиться. Вот она:


Игра "10 камешков"

На столе 10 небольших камешков. Ребёнок закрывает глаза, мама берёт несколько камешков. Теперь мама закрывает глаза, а ребёнок берёт несколько из оставшихся. Теперь нужно угадать – сколько же камешков в руке  у соседа. Это потом, с опытом придёт умение с первого взгляда понять, сколько камешков взяла мама, а поначалу нужно будет и прибавить, и вычесть. Когда станет совсем легко, количество камешков можно увеличить до двадцати.


-К4!
-Ранил.
-К5!
-Ранил.
-К6! (в предвкушении)
- А вот мимо!

И почему-то от этого очень смешно всем.

(Из Любви. Юлия Белка)

24 комментария:

  1. Как ты хорошо про тарелки и про заготовки. Очень близко и знакомо. Мне кажется на развитие с хитростью все дети так реагируют, ну кроме совсем уж "заученых." :) А вот про морской бой я совсем забыла, надо бы сына познакомить. Ух как мы резались в эту игру длинными вечерами на даче :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже так кажется :) А морской бой мы обожаем! :) Ещё из любимчиков "словодел" (в наше детство это называлось "эрудит" и нарды :)

      Удалить
  2. Не всегда получается без "хитрости", но очень согласна: меня всегда преследует желание с детками всё в "реальном потоке" попробовать. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот только что чуть ниже в комментарии привела пример со школой Щетинина - выходит, что возможно и без хитростей! Но требует такая история постоянного совместного со-бытия с ребёнком. А это не для каждой семьи подходит.

      Удалить
  3. Не имею ничего ни против специальных игр=заданий, ни против живых примеров из жизни. Полезно и зачастую приятно и то, и то. Бывает, конечно, что что-то не нравится маме или ребенку, ну, так можно и замену найти))) А морской бой мы со старшим сыном тоже любим! Игра - супер! И польза, и веселье, и все непринужденно)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да я тоже не против игр, занятий и заданий как таковых - против подмены живого искуственным,против "забивания" головы лишними вещами и против развлекухи по поводу и без :) Только и всего. А морской бой - это да,"сила"! :)))

      Удалить
  4. Да, развивалки из практической жизни - самые лучшие, но не всегда и не всякому ребенку будет интересно разглядывать счета за коммунальные услуги, тут уж вы своеобразное исключение))) А игру с камушками можно попробовать адаптировать к работе в детском саду, хотя она требует немного более индивидуального подхода.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут с вами не соглашусь! Не разглядывать, а считать вместе мамой - в этом суть. Здесь есть смысл, польза, необходимость. Это - настоящее, и, следовательно, важное, в отличие от искуственно придуманных задач. Жизнь всегда притягательнее, чем её суррогат. Хотя, наверное, дело привычки: если ребёнка с рождения пичкать карточками и пособиями, не давая больше ничего, то, может быть, для него это и будет настоящей жизнью. Возможно. В этом смысле для меня очень показательна школа Щетинина - никто там детей игровыми занятиями не развлекает, там нет "пустой" информации - во всём есть смысл, жизненность и важность. Дети минимум времени проводят за столом и максимум разнообразнейших знаний получают на практике, они учатся друг у друга - и это ответвенность, а не проформа. Есть, конечно, в этой школе огромный минус - удалённость от семьи, дети там живут постоянно, поэтому никогда бы своего ребёнка туда не отправила. Но создать дома подобную образовательную среду вполне возможно.Её даже и создавать не нужно - она и так есть вокруг нас на самом деле.

      Удалить
  5. Я себя обычно корю за то, что мало провожу специальных занятий с дочей, но с другой стороны, как вы и сказали, занятия из жизни куда интереснее... Мы постоянно с ней считаем что-нибудь на улице, разглядываем буквы не на купленном детском планшетике (хотя в него тоже иногда играет), куда интереснее разглядывать буквы во взрослых книгах (почему то особенно нравится Фрэнсис Скотт Фицджеральд.... и это в два года-то)))))) или мамины журналы... так интересно представлять, что сама читаешь эти не детские книжки и вот сидит она (доча) и водит пальчиком по буквам и что-то говорит на своем, пускай еще не понятном мне языке..... а еще обожаем считать монетки - я специально намыла для нее с десяток.... спасибо, Юлия, за эти строки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ух ты! Вот это читатель растёт! То ли ещё будет через пару-тройку лет :) Молодцы вы!
      Моя доча тоже норовит во взрослые книги нос сунуть.Правда, она уже читает, поэтому возникает та-а-а-акая куча вопросов после прочтения пары строчек Лема или Стругацких, что я даже иногда теряюсь и не знаю, с какой стороны подступиться к ответам:)))

      Удалить
  6. А чем старше дети становятся, тем сложнее завернуть знания в игровую обертку :) Например, 6 с половиной лет - это возраст подготовки к школе (а многие уже и школьники). Тут уже приходится говорить, что вот это - наши с тобой занятия, и нам нужно вот это посчитать, это прочитать, а вот это написать, чтобы стать умнее, чтобы лучше получалось, чтобы в школе было легче. Уж лучше по-честному, если игровая форма выходит натужно и нелегко.

    А вот с малышами все просто - они впитывают все в себя, даже особенно стараться не нужно. Знай подсовывай время от времени какие-нибудь игрушки, картинки. Полуторагодовалая дочка, например, фанатка карточек с картинками - на любую тему, все рассматривает и повторяет (в меру способностей, конечно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У каждого свой путь. Я очень осторожно отношусь к игровой обёртке в любом возрасте. Слишком часто она становится самоцелью - и тогда теряется и уводится в сторону мысль ребёнка - или средством для развлечения, потому что иначе ску-у-учно. А вопрос почему скучно остаётся без ответа и "замыливается" игровым моментом. Поэтому игру - люблю и уважаю, игровую обёртку - нет :)

      Удалить
  7. Юль, а мне наоборот нравится придумывать "хитрости" :) я без этого уже не могу, да и Дашка постоянно просит ей что-нибудь придумать или сама придумывает. сегодня, например, целый сценарий она сама написала :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) Молодец Даша! Вырастет и придумает хорошие образовательные программы, по которым будут дети в школах учиться. Глядишь, что-то в школьной системе поменяется. :) Маш, я думаю, что у каждого свой "стиль", и если он хорош для конкретного ребёнка, то и здорово..Видимо, тебе удаётся не переходить границу занятия с выдумкой и развлечения ради развлечения, и твои придумки не отвлекают от сути, а наоборот, раскрывают её ещё больше.

      Удалить
  8. Юлия, давненько я не заглядывала к Вам в гости! Честно говорю: очень скучала, но времени было совсем в обрез (((. А сейчас вот зашла и снова получила удовольствие )))

    Согласна с Вами по поводу "игровой обёртки": очень часто она "не срабатывает", и не облегчает детям получение знаний, потому что нередко игровые приёмы "притянуты за уши" и не дают ответа на вопрос "ЗАЧЕМ это им (детям) нужно?". Не так давно разговаривала с мамой 6-летней девочки. Мама жаловалась, что дочь не умеет считать и никак не хочет этому учиться, отказывается заниматься, хотя задания ей стараются предлагать в игровой форме. На вопрос, как именно она облекает счёт в игру, она сказала, что предлагает сосчитать окошки в домиках, пуговки на одежде и т.д. ((( Маме и в голову не пришло задаться вопросом: а вот оно надо её дочери - считать, сколько окон в домах и для чего ей это? Ну, узнает она, что в доме, скажем, 3 окна, ну, и что из этого? А вот если бы девочке надо было, например, сделать 5 шагов в игре, чтобы приблизиться к выигрышу, это бы куда более сильная мотивация была )
    К сожалению, по моим наблюдениям, довольно много родителей используют игровые приёмы именно такого рода, как эта мама. Не знают просто, как можно по-другому.

    P.S. "Морской бой" мы тоже любим! Очень захватывающая игра, и развивающий потенциал - огромный!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Я очень Вам рада! Спасибо, что заглянули. Какая Вы молодец - раз! - и всё сформулировали точненько! :) Виртуозно :) Совершенно согласна!
      А есть ещё такой момент с играми, когда игра увлекает детей, оказывается по-своему полезной, но... совсем не там, где хотелось бы. Пример: веду с малышами театральные занятия, речевой тренинг - дыхательная разминка. Уражнение, для того, чтобы оно принесло пользу, нужно выполнить точно. Если начнаешь всё делать через игру и сказку (вроде как дети маленькие!), восторг, конечно, полный, они увлекаются,что-то придумывают на ходу, стараются "переплюнуть" в оригинальности друг друга, но о точном выполнении, а иногда и о самом упражнении, можно забыть! Для себя пока нашла такой выход: просто вскользь давать ассоциацию : "будто ёжик фыркает", "похоже на большую уставшую лошадь" и т.д. Чтобы история была живой, в воображении рисовалась картинка, но полного погружения не было.:) И заниматься делом.

      Удалить
  9. А у нас "хитрости" тоже нечасто бывают, потому что у меня работа много времени отнимает. Но радует, что ребенок хорошо воспринимает чистые знания, без "шоколадной обертки". Хотя играть конечно, тоже очень любит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, вам всякие хитрости просто ни к чему - Рита у тебя сто-о-о-олько занимается разнообразным творчеством, как мало кто из ребят её возраста. Поэтому найти в самом "скучном" занятии изюминку, оживить его для себя, внести какую-то творческую нотку, и при этом не уходить от дела, думаю, она уже вполне может сама. И, может быть, поэтому и чистые знания хорошо воспринимает - её развлекать не нужно, как и любого творческого человека.

      Удалить
  10. Первый раз у Вас в гостях, интересно читать!
    Я тоже грешу попытками обертывать знания в игру, но теперь четвертый пошел в школу, и пятый уже знает, что для игры на планшете, например, надо "сделать задания", все как у взрослых, поэтому занятия можно отделить от просто веселой бесилки. Но мне кажется, что для четырехлетки все-таки интереснее искать для белочки дорогу к орешку, чем просто проводить линию в лабиринте, и хорошо, когда можно для изучения нового придумать игровую форму.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лада, я рада видеть вас у себя в гостях! Правда, на комментарии не всегда отвечаю оперативно. :) Я не против игры! Форма,в которой можно получать знания, на самом деле особого значения не имеет, да вообще никакого не имеет - она может быть совершенно любой. Но на мой взгляд важно этой формой не увлекаться - знания должны быть нужными,более того - НЕОБХОДИМЫМИ человеку именно в данный момент. Тогда они будут живыми, интересными и не бесполезными. А игра ради игры, только для того, чтобы дитё не заскучало - это, мне кажется, уводит от сути. Вот что ему на самом деле интересно - само маленькое открытие или развлечение? Не всегда это понятно. Скучно - значит, нет необходимости именно сейчас в этом знании, либо этой необходимости не видно, значит, нужно помочь ребёнку её увидеть - проявить её, удивить. Удивить, а не развлечь! Конечно, рассуждать об этом "в идеале" несложно, а когда посмотришь на школьную программу средних и старших классов, то вдохновлять и удивлять становится всё сложнее, потому что действительно много пустого, лишнего и ненужного. Но ничего, будем стремиться ! :)

      А картонная абстрактная белочка и меня тоже не вдохновляет, и дочку. Живая - другое дело :). Когда она почувствовала вкус к лабиринтам (был период увлечения),ей было совершенно всё равно ёжики там.белочки или вообще ничего - смак был в самом действе. Она называла эту игру "идём-идём":)

      Удалить
  11. Моей внучке тоже не интересно просто считать котят, грибы и т.п., а вот в игре, в соревновании что-то посчитать - другое дело

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно назвать это как угодно - игра или не игра, главное, мне кажется, ставить перед ребёнком открытые задачи - имеющие много решений, жизненные, настоящие и учить решать их. Вот это, я думаю, действительно важно. А способ - у каждого свой.

      Удалить