Поиск по этому блогу

понедельник, 2 февраля 2015 г.

Ребёнок, чему тебя научить?

На этот пост меня вдохновила тема, прозвучавшая в блоге "Цветы жизни". Под названием: "Как научить ребёнка...?" Действительно - как? И ещё один немаловажный вопрос - чему именно научить? А вот ещё хотелось бы понять чему в первую очередь, а что может подождать? И в каком возрасте лучше начать учить чему-то тому или иному? И что там спецы говорят по поводу того, что ребёнок должен уметь (знать) в 3-4-5-6-7-8 лет?
 Так что многоточие в конце вопроса - это, пожалуй, самая главная его составляющая. Тут не то что пост - диссертацию написать можно. Давно хотела в блоге поговорить на тему "нужных" и "ненужных" ребёнку знаний, да всё случая подходящего не находилось. Спасибо Миле – случай нашёлся! И тут же, как по заказу, пришёл на ум один из новоприобретённых навыков дочки, поэтому, пока, как говорится, свежо предание, расскажу-ка я вам, как научить ребёнка... топить печку.



Скажете, что этот навык абсолютно ни к чему семилетней девочке? Знаете, даже спорить не буду - соглашусь, пожалуй. Но только с одной стороны. А с другой - я знаю второклассников, для которых это умение не только необходимо и успешно освоено, но и уже успело стать ежедневной обязанностью. Вот так-то. Так что это с какой стороны посмотреть. Но как ни крути, получается интересная вещь: "нужность" и "ненужность" какого-то знания не определяется ни образовательным стандартом, ни списком достижений соседских ребятишек, ни природными данными дитя, а одной-единственной вещью - средой обитания ребёнка. То есть, его жизнью, и на первых порах в наибольшей степени семьёй. Здесь становится важным всё - место жительства семьи и образ жизни, профессии домочадцев, а также их количество и возраст, хобби и увлечения каждого члена семьи, круг общения и так далее. Конечно, с годами среда обитания расширяется, меняются и потребности в знаниях. Правда, есть и такой момент: не успеет ребёнок выйти "в свет", как тут же попадает в школу (или в сад), где все потребности в знаниях заранее приведены к единому знаменателю и канонизированы (в смысле - стандартизированы), но не будем об этом сегодня.

Что ребёнку нужно, а чем можно не забивать до поры до времени юную светлую голову? Вот, к примеру, нужно ли ребёнку в 3 года разговаривать по-английски? По мне - так нет, конечно, не нужно! Только во вред такие знания. Но я так считаю только потому, что в нашей семье никто английского языка в совершенстве не знает, и он не является частью мира нашего ребёнка, а если вдруг по материнской воле он (иностранный язык) появится в жизни малыша, то будет инородным предметом, поиск целесообразности которого окажется серьёзной и пока ненужной задачей. А вот если ребёнок с пелёнок слышит английскую речь - когда к маме приходят ученики, когда взрослые смотрят иностранные фильмы, слушают английские песни, общаются с друзьями-иностранцами, читают Шекспира на его родном языке - то для него это естественно как воздух (хотя и не факт, ох, не факт, что английский окажется ребёнку нужным и интересным, может, и совсем наоборот), но тем не менее - это естественно для его жизни. Поэтому такого ребёнка можно и нужно при желании учить дальше в этом направлении в любом возрасте - это часть его мира. Он уже знает, для чего ему это может быть нужно.

 В полтора года моя дочка забавляла всех, показывая разницу между аттитюдом и арабеском, а ещё раньше одними из первых слов у неё были названия нот. Нужны ли такие знания совсем крохотному малышу? Совершенно лишние! Но если мама - хореограф и музыкант, и эти слова и понятия в семье так или иначе ЖИВУТ - значит, не лишние и нужные эти знания, раз ребёнок заинтересовался ими и усвоил.

Но я ведь обещала рассказать про печку! И понаблюдать, что за магия происходит в том самом «КАК» ребёнок научается чему-то. А из этих наблюдений можно даже и кое-какие выводы сделать, найти некое "зёрнышко" в "стиле" познания малыша - по крайней мере, для конкретного ребёнка. Это невероятно интересно! И ведь действительно общие моменты находятся, многие вещи познаются дочкой похожим образом.

Момент первый: "КОПИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ". Сколько было посиделок  возле печки со взрослыми! Сколько рассказов и песен у костра! А ребёнок, оказывается, не просто слушал, а на ус мотал - что в какой последовательности в печку кладут, как поджигают, что в какой момент открывают и закрывают - много-много нюансов и секретиков запомнилось само собой.

Момент второй: "НЕ ТОРОПИ СОБЫТИЯ" - примерно так Маленький Принц приручил Лиса. Вот этот момент срабатывает не всегда: иногда ребёнок просто взрывается новым для него действием. Но тут всё-таки огонь - стихия как-никак, и смелая, но осторожная девочка рядом.
- А можно я сегодня подброшу дрова?
- Можно.
- Можно я сама зажгу спичку?
- Можно.
- А теперь подожгу бумажку?
- Можно.

И всё. На долгое время. Шаг маленький - шаг большой. Ровно по росту и по размеру.

Момент третий:  "ЖДИ (ЛОВИ) МОМЕНТ" - то есть тот импульс, который рождается, когда почва для нового знания или умения совершенно готова. Всё должно произойти в своё время, и глупо его торопить. Ведь что случится с цветком, если ему "помочь" расцвести руками? Правильно, ничего хорошего. И до чего же сладостно, когда такой момент настаёт - вдруг, сам! В случае с печкой это произошло так: приболела бабушка, и все хлопоты, поделённые обычно на трёх женщин, достались двум. Самая младшая невероятно заботлива в эти дни:
- Давай я растоплю печку, а ты пока помоешь посуду! Ты только верхнюю заслонку открой.
- (Не показываю удивления) Давай! Как только вымою тарелки - сразу приду к тебе на помощь.


И вот тарелки вымыты, но мамина помощь не требуется - печка гудит радостно и благодарно, огни пламени выплясывают победный танец под триумфальный треск дров. Сам "истопник" горд до чрезвычайности. Откуда, милая, ты всё это узнала? Кто тебя научил топить печку? Когда ты успела этому научиться?

И ведь сколько умений и навыков приобрела дочь точно так же – как бы само собой, вдруг, случайно. Вспоминаю - нет им числа. Просто вылезли, как грибы после дождя - в своё время, в должный час. И в тоже время какая мощная внутренняя подготовка за этим стоит - тоже не специальная и часто невидимая! Удивительно...

Кажется, я так и не ответила на вопрос: КАК научить ребёнка...? Да не знаю я! Честное слово! :)


(Из Любви. Юлия Белка)

* К сожалению, я не знаю автора картины. Если кому-то известо его имя - скажите, пожалуйста!
А вот уже и знаю - это Пьер Эдуард Прер "Lighting The Stove". Спасибо Кате  и Пьеру Эдуарду Преру, конечно!   

48 комментариев:

  1. Юля, поздравляю), радость, когда у твоего ребёнка Вдруг появляется новое умение, и всегда это кажется неожиданным, а на самом деле оказывается подготовленным,как вы верно написали, не специальными усилиями, а окружением, примером близких, событиями и традициями. Какие у вас они прекрасные! традиции вокруг печки).
    Картина казалась такой знакомой, но Интернет сказал - Пьер Эдуард Фрер.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катенька! Причём так бывает даже у взрослых: что-то "запустишь" в себя, какую-то идею, мысль. И вроде как и не думаешь о ней, а она там зреет, зреет, а потом раз - и что-то получается. Не перестаю удивляться этому.
      Спасибо за Пьера Эдуарда! :)

      Удалить
  2. Да."Всё должно произойти в своё время!"
    Замечательно, что умения "вылезли, как грибы после дождя"!
    По поводу английского.
    Мы сначала сомневались, надо ли внучку до школы обучать иностранному языку. А, когда ей было 6 лет, она как-то сама сказала, что хочет изучать английский. Мне стало интересно. "А почему ты хочешь его учить?"- спросила я. Она ответила: "Чтобы понимать, что здесь написано" - и показала на монитор компьютера, там установлена была игра.
    Вот теперь уже мотивированная, она учит английский в школе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я в своё время так учила итальянский - занималась вокалом факультативно в музыкальном училище, и просто хотелось понимать, о чём пою. Выучилось быстро, легко, играючи (на том уровне, какой мне был нужен), несмотря на то, что была уже достаточно взрослой. Правда, потом язык забылся - потому что уже не пою по-итальянски и не общаюсь, за ненадобностью. Но это уже другая история. Внучке Вашей желаю радости от учёбы!

      Удалить
  3. Юля, спасибо тебе за этот пост!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Юля, когда увидела название статьи, честно пошла дописывать свое, навеянное тоже конкурсом - чтоб не подглядывать.. и только выложив, открыла Чему тебя научить -потому что запланированная статья называлась Чему учить детей..
    Но я только пробежалась по верхам, поставила для себя вешки необходимых знаний и навыков - а Вы глубже пошли, проанализировав вообще нужность навыка в конкретной семье и обстановке. И я поняла, откуда взялся мой список Знай и умей - из потребностей нашей семьи, из наших с папой умений, которые мы хотим передать.. Ведь в школе не учат разбираться на ИЗО в художественных стилях, или строить Легодомики - но я не включаю этот навык в список, первый мне кажется не очень важным, а со вторым мои детки и сами лихо справтся.
    Так что вернее было бы назвать мой пост Чему я хочу и могу научить своих детей.. А огонь они учатся разводить с двух лет -потому что без огня с весны до осени в лесу и на реке не сваришь еду..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лада, читала Ваш список с восторгом и гордостью за детей. Спасибо за него! Умения и навыки можно видоизменять по необходимости и по деланиям, но что-то важное, даже главное, что передаётся ЧЕРЕЗ них, с помощью этих знаний, в этом списке есть. Это очень ценно.

      Удалить
  5. Юлечка, как же я люблю твои мысли, наблюдения! Вот, ты всегда-всегда говоришь прямо в ядрышко, самые точные и меткие наблюдения отмечаешь и делишься с нами. Согласна с каждой буковкой, написанной в этой публикации. Мирка моя не умеет топить печку. Потому как тут у нас ее нет)) Но она совершенно недавно научилась тереть сыр на терке для пиццы, и все было именно так, как ты описала. Какая гордость у нее была, видно, что даже крылышки подросли на спине! И действительно, большая часть умений складывается сама;) И отражает то, что есть в семье;) И наоборот, когда родители некоторые в школе начинают возмущаться, почему ребенка за полгода не научили читать в 1 классе, так и хочется спросить, а почему ребенок впервые услышал, как читают сказку вслух именно в школе... Эхх...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мирославушка умница - настоящая хозяюшка растёт! Да, часто родители вольно или невольно снимают с себя ответственность за своё чадо и переклдывают его на плечи садика/школы,что в корне неверно. Присоединяюсь к твоему "Эхх!" по этому поводу. :)

      Удалить
  6. И здоровья вам всем крепкого!

    ОтветитьУдалить
  7. Фраза "Тут не то что пост - диссертацию написать можно" побудила вспомнить слышанную (или прочитанную) где-то фразу мамы шестерых детей, которая сказала, что даже с таким количеством детей и родительского опыта, она может написать всего лишь кандидатскую, а на докторскую, увы, этого пока мало...
    Так что, чему-то мы учим детей, чему-то - они нас :-)
    У вас такой замечательный блог, примите, пожалуйста, от меня небольшой подарок http://kidschemistry.ru/liebster-blog-award-nagrada-lyubimomu-blogu.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Безусловно! И мы их, они нас - процесс обоюдный. За подарочек спасибо большое, мне очень приятно!

      Удалить
  8. Мне очень импонирует мысль, что учить необходимо тому, что понадобится в жизни, но в каждой конкретной жизни. Бесполезные умения, теория - это, по словам Шерлока Холмса, хлам, ...но в каждом отдельном случае, жизненной ситуации. Не сами знания или практические умения, а именно их необходимость. Важно понимать интересы, мотивы и желания ребёнка, социальное окружение его настоящего и будущего. А если есть интерес к познанию "хлама", то это тоже замечательно, значит, есть внутренняя потребность - растёт юный эрудит. :) Всё за ребёнком. Мне очень не нравится, когда в педагогической среде возникают навязанные стереотипы, что должен в том или ином возрастном периоде. Это скорее что может ребёнок потенциально, но не обязательно. Я как - то смотрела (забыла название) фильм, где профессор "окунал" студентов в атмосферу апокалипсиса с вопросом, какие люди понадобятся: с какими умениями и знаниями. У каждого студента путём жеребьёвки была "своя история". Но парадокс философской мысли фильма заключался в том, что даже при конкретных знаниях и умениях, что помогут добыть "пищу и огонь" (эти люди считались приоритетом и имели первостепенное право на жизнь, а певцы, профессии творческой направленности и т.п. должны уступать место), группа не выживала. И один студент доказал, что выживут именно творческие, так как именно они способны "питать дух", сплотить и освоить то, что необходимо. Важным оказалось умение понимать реальность, мотивы, предугадывать перспективу не только "поведения" самого катаклизма, но и сценарий взаимоотношений между людьми. Всё идёт от внутреннего движения, внутреннего мира и всё уместно и необходимо, когда проистекает из умения адаптироваться. Считаю, что малышей нужно учить быть гибкими, уметь получать самостоятельно знания и призывать их к развитию умений, необходимых для комфортного бытия. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Нам не дано предугадать" - не только, как отзовётся наше родительское слово, но и как сложится будущее малыша. Поэтому, мне кажется, грузить его знаниями "на будущее" - бессмысленное дело. То, что действительно будет нужно ребёнку ВСЕГДА, в любом случае - это лежит в сфере нравственности и человечности. Вот эту ниву нужно пахать ежечасно. Ну, что значит пахать - самому стараться жить по-человечьи и ребёнка соответственно направлять. А всё остальное, я думаю, должно быть нужным ребёнку ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС - тогда это знание не станет мёртвым грузом, а будет живым. Про комфортное бытие не совсем понимаю, что Вы подразумеваете. У меня это словосочестание вызывает некоторую тревогу, но, возможно, это только мои ассоциации :).

      Удалить
  9. Юля, как же мне нравится! Вот абсолютно всё верно. И так на самом деле удивительно у вас получается. У нас не торопить события не выходит частенько, слишком много "надо" и школа точно не будет ждать "своё время", и забываешься, и на других смотреть начинаешь, и чтобы не хуже других... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, забыла совсем, бабуле Иришуле здоровья!!!

      Удалить
    2. Ой, Женя, это больной вопрос! Даже домашнее обучение совершенно полностью его не решает. Если только "анскулинг", но у нас его как такового нет. Пока в этом смысле всё просто и гладко, а вот как нужно будет постараться в средних классах, чтобы сохранить такой натрой - могу себе представить уже сейчас. Спасибо большое за пожелания!

      Удалить
  10. Юля, гениально! Твоими бы устами... Я, честно говоря, устала уже на эти темы говорить и писать, только расстраиваюсь больше. Вроде с возрастом должен более философски смотреть, а я не могу, какие-то оно струны затрагивает, что не получается спокойно относиться. Тем более, что раньше у меня это были больше теории и предположения, а теперь всё лучше понимаю, насколько это хорошо работает, когда смотрю на младшеньких уже другими глазами. В общем, Юль, овации тебе мои стоя за этот пост. Какое начало 2015-го, просто ах!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даночка, спасибо тебе - ты мне очень больше авансы раздаёшь! Ты не расстраивайся, а пиши и говори, если оно просится! Не для кого-либо, а себя ради. Меня тоже эта тема всё цепляет и цепляет. А следовало бы её, наверное, отпустить и заниматься своим делами. Но ведь классно работает - как не поблагодарить Всевышнего, не восхититься и не поделиться? :)

      Удалить
    2. Да, ты права, но мне плохо дается роль той самой собаки, которая лает, на караван, который все идет. Поэтому я начинаю задумываться, может я безнадежно отстала от жизни, может я динозавр, обреченный на вымирание?Знаешь же, что особи не способные к адаптации, выживанию не подлежат, а мне что-то все сложней адаптироваться в последнее время. Поэтому вот я все больше и занимаюсь своими делами, лаять мне надоело, так, тявкаю по чуть-чуть для тех, кто рядом :)

      Удалить
  11. Спасибо за статью! Очень созвучна. Я тоже об этом думала после Happy Monday.
    Когда я заканчивала педВУЗ, я столько всего знала :), а теперь, чем старше становятся дети, тем больше понимаю, что ничего то я и не знаю. И самое большое чему мы можем научить ребенка - это быть Человеком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами! Это самое главное, а остальное - важно, но второстепенно.

      Удалить
  12. Ох, Юля! У тебя такие посты, что сходу не ответишь - я зависаю в раздумьях. Уже несколько дней пытаюсь сформировать мысли к посту про морской бой, а тут новая тема, новая глубина. Ну к свеженькому постараюсь выразить мысли сразу.

    Во-первых, как там говорят «бытие определяет сознание» - это, наверное, об этом? И «закон перехода количественных изменений в качественные» - то как ты описала, как все постепенно, а потом "бац" - и научилась. Тут я хочу про себя, то есть взрослого человека написать - я долгое время была "чукча не писатель, чукча - читатель", читала много в интернете - блоги, жж, рассылки.Даже не комментировала особо, потому что вроде как все и без меня сказано. А потом момент переломился - и я завела себе блог.А ведь есть курсы по инфобизнесу и все такое, но пойди я на них, это могло быть не так естественно, не моим путем, а по чужому опыту. Но с другой стороны есть такие конкретные вопросы, как например, я искала как прикрутить домен к блогу, так вот такое хорошо, если кто-то научит, расскажет.
    И детей то мы оочень многому не учим - дышать, кушать, плакать...И ползать, ходить, говорить в основном они сами. А если не укладываются в возрастные рамки, начинаем нервничать, понятное дело.
    А еще такая мысль подумалась. Может за желанием научить ребенка чему-то стоит наше собственное желание это узнать - научиться? Я не говорю, конечно, про умение чистить зубы или понимать по часам. А вот химия, физика, кататься на роликах... То, чего не хватило, у каждого свое.. То есть обучение идет или от избытка, что это есть в семье, что и ребенок перенимает,или же от недостатка, от жажды самой этим позаниматься. Спасибо, что заставила задуматься.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, ты знаешь, вполне возможно: тут, наверное, очень много намешано и у каждого своё. Кто-то свои детские мечты реализовывает, кто-то пытается собрать ребёнку багаж побольше - чтобы успешным был в наше смутное время, кто-то просто зациклен на всё"самом-самом". А знаешь, о чём мне ещё подумалось? Что для того, чтобы у ребёнка была естественная потребность в знании - жизненная, живая, здесь и сейчас - для этого и жизнь должна быть соответствующей -интересной, творческой и насыщенной. А если жизненные потребности и интересы сводятся к холодильнику и компьютеру, то, боюсь, эта история не сработает - этому человеку вообще ничего не нужно. Как тут быть? Вопрос.

      Удалить
  13. Юлечка, как всегда - искренняя благодарность за каждую твою строчку и необыкновенность! Я согласна с тобой, многое к ребенку, как и ко взрослому приходит со временем. с опытом, с умением наблюдать... Искра желания должна быть у самого ребенка. Однако, ведь именно ты и все взрослые, которые искренне общались с твоей малышкой, делая дела, топя печку, и научили ее этому. Так что, как ни крути, а все равно так или иначе, прямо или косвенно, мы учим детей, а они учат нас...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разумеется! И мы учим, и нас учат. Иначе бы дети, как только обзаводились зубами, сразу бы уходили в самостоятельную жизнь, и родители были бы не нужны в принципе :)

      Удалить
  14. Юля, очень здорово! И у меня перед глазами очень интересный пример: маму упрекали, что она ничему не учит дочку, а она говорила, что у неё огромное внутреннее сопротивление на всякого рода организованные игры и занятия, зато ребёнку предоставлено всё, что есть, для того, чтобы она сама определялась и исследовала то, что ей нужно. Ну и полный карт-бланш при ответах на вопросы. Ребёнок растёт очень способный и с хорошо развитым характером. Это не пример для подражания, потому что мамы все разные, и есть те, кто просто обожает играть и заниматься с ребёнком, изучать что-то по плану - и это свой путь, свои радости и успехи. Мне кажется, всё, что идёт изнутри (в том числе и изнутри отношений), а не из страха "не успеть и опоздать" или наоборот "ни за что не быть как все" - оно самое эффективное, природное, согласованное с внутренними ритмами, которые настраиваются на внешние задачи и их решение. Здоровский пример с печкой, и как красиво получилось! Кстати, пока читала поняла, что хочу дать тебе ссылочку на цикл занятий Евгении Свербихиной "Мозг: инструкция по применению" - мне кажется, тебе будет интересно. Пришлю ссылочку в письме. Спасибо за рассказ, я этому училась значительно позже, чем Анисья. Это был интенсив))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светочка, тебе большое за ссылку! Да, согласна, про "изнутри" -это самое живое и цельное. Но тут есть ещё маленький, но важный нюанс: ЗАЧЕМ? Можно с огромным удовольствием и энтузиазмом заниматься с ребёнком чем угодно и в любой форме, и если мама в состоянии ЧЕСТНО ответить самой себе на вопрос зачем она это делает, для чего (для кого), чего хочет от всей этой истории - то....всё хорошо, в общем - сразу всё на место встанет.

      Удалить
  15. Спасибо! И сама тема, и "моменты" - это то, вокруг чего все мамы, наверное, ходят.
    После прочтения поста стала вспоминать, чему меня учили. Первое, что вспомнилось - лепка пельменей.
    Печку топить я научилась лет в девять. Разжигать костер и печь картошку лет в семь. Собирать грибы, ловить рыбу умела в дошкольном возрасте.
    У Вашей дочки будут хорошие воспоминания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Зарянка! О! Лепка пельменей! Любовь всех малышей, наверное!:)
      Надеюсь, что и воспоминания у дочки о детстве будут светлыми, а самое главное, очень бы хотелось, чтобы она научилась мыслить - самостоятельно, творчески, критично, интуитивно - тогда каждое дело, какое она выберет в любой момент своей жизни, и любые знания будут ей по плечу.

      Удалить
  16. Юля, как всегда глубоко и точно! Кстати, я в 7 лет тоже умела растапливать печь :) и безумно этим гордилась. а еще тем, что каждые выходные вставала раньше всей семьи и пекла блины. Это было что-то необыкновенное :) А вообще мне кажется, что сложно сказать вот так что пригодиться ребенку, а что нет. Если он чему-то научился, то значит для чего-то это нужно :) (естественно я говорю про положительные привычки, ничего плохого :) )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю всё же, Маша, что не всегда это так. Частенько вижу детей, которые не понимают, зачем и для чего их привели, что они тут делают, им совсем не нужно то, что нужно их мамам (да и мамаы иногда свои цел представляют смутно). Причём дети-то тут ни при чём - они классные, они увлекаются, им быстро становится интересен сам процесс, но по большому счёту часто опять происходит напичкивание ребёнка той информацией, которая ему на данный момент не нужна. Абсолютно правильно: никогда не знаешь, что будет нужно ребёнку, поэтому напичкать его всем на всякий случай невозможно, да и не надо, мне так кажется. Вот можно сказать, что детское умение топить печку тебе в жизни не пригодилось, ты живёшь в городе. Но оно тебе было нужно и важно в ТОТ момент - вот что ценно! Потому что через это умение ты училась делать доброе дело для всех - тогда, в детстве - и научилась, судя по всему :) То есть я за метод Шерлока Холмса - на "чердаке" не должно быть ничего лишнего, только то, что нужно здесь и сейчас. :)
      Но в философском смысле я с тобой согласна - если что-то где-то происходит, значт, это не просто так, а для чего-то нужно.

      Удалить
  17. О, как у меня это все ух, отзывается! Красота!!! Я тоже так думаю-делаю))) Малыш еще ползунок, я с ним играюсь-веселюсь, иногда для конкурсов зафоткиваю, что мы типа там изучаем фигуры какие-цифры, а так, он сам все видит-наблюдает, пока больше изучает!! И да, так лучше - свое мировоззрение, свое видение, если не мешать, там где это возможно, конечно)))) Спасибо за заряд))) Очень понравилась статья)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталя! Не мешать иногда - это очень важно. Радости и открытий вам с малышом!

      Удалить
  18. Юля, так давно у тебя не была! И такое удовольствие получила! Мне кажется, что ты сама на свой же вопрос отвечаешь. Как научить ребёнка? Только на своём примере. Научиться читать, танцевать, мыть посуду, любить, слышать мир можно только, видя, как всё это делают твои родители.
    А печку (в нашем случае камин) мои дети точно научатся топить раньше чем я, смотря как это делает мой муж. А без камина нам никак, отопления-то нету, а зимы всё холодней и холодней....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Машенька, здравствуй! Давно я тебя не видела, я очень рада! Зима и до вас добирается - скоро не только камин топить, но и санки с лыжами доставать нужно будет. Вот ведь как...

      Удалить
  19. Все правильно: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому".
    И умение топить печку, если это часть жизни семьи, очень важно! Действительно, мало ли, заболеет кто, или как в жизни сложатся обстоятельства. А это умение - залог жизнеобеспечения в холодное время года, а оно лишним никогда не будет )))
    Здоровья крепкого вам всем и бабушке Ире в частности! )

    ОтветитьУдалить
  20. Прочла на одном дыхании! Действительно, как часто мы торопим события, пичкаем совсем не нужными еще вещами. Чудесный пост!!!

    ОтветитьУдалить
  21. Юля, я буду совсем уже не первой, кто скажет, как здорово Вы написали. Но все равно присоединюсь. Особенно мне понравилось, как все собрано воедино на "раз, два, три". Вроде бы, "раз, два, три", но не так-то просто их соблюдать, эти моменты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина, я рада вам! Да, действтельно, не всегда просто не торопить и дождаться. Более того, не всегда есть такая возможность(школа, например).Поэтому если она есть - грех не воспользоваться.

      Удалить
  22. Мне понравилось! Спасибо , что поделились с нами такими мудрыми наблюдениями !

    ОтветитьУдалить
  23. Снимаю перед Вами шляпу, сударыня!

    ОтветитьУдалить