Поиск по этому блогу

Подписка на новости Белкиного блога

вторник, 15 марта 2016 г.

Я больше не сержусь. Первый год домашнего образования

1 сентября. Солнце медовым ручьём разливается по подоконнику и подбирается к чашкам с чаем. Чай от этого становится совсем янтарным. На часах 8 утра. Благословенная утренняя тишина. Мы с мамой вдвоём на кухне. Ася легла вчера спать позже обычного и сейчас досматривает последний сон, скоро она проснётся.

- Ты представляешь, мама, что сейчас, буквально сию минуту, было бы, если бы мы всё-таки повели нашу первоклассницу в школу?



  Сама представила и тут же содрогнулась: быстрые сборы, завтрак, который не лезет в рот, автобус, который не ждёт, форма, которая не к лицу. Прощай, ранняя прогулка по полям с собакой, прощай, утреннее секретничанье в маминой кровати! А в школе толпа народа, убийственная система обучения и ошарашивающие программы. И это если ещё повезёт с учителем, и не будет слишком уж заметно враньё, показуха и несправедливость! Вот каждой клеточкой, до донышка ощутила эту острую тоску и безысходность бесконечного беличьего колеса, и тёплой волной - счастье от сделанного выбора.

Будто вчера было это ясное утро. Время остановилось на секундочку, показав до мурашек осязаемую параллельную действительность, и пошло-покатилось дальше. Каждое утро ставит перед нами новую задачу или предлагает повторить вчерашнюю, но ни одно из них не приносит разочарования в нашем выборе.

Дочка уже пятая в нашем родственном окружении, кто учится дома. Первая была я, мама забрала меня из школы сразу после выхода знаменательного указа, позволяющего учиться дома не только по состоянию здоровья. Спасибо маме за её смелость и колоссальный труд. Она, конечно, уникальная женщина, раз смогла научить меня играть на фортепиано, не владея инструментом, раз она помогла мне отлично (по школьным меркам) освоить немецкий язык, хотя сама учила французский, раз смогла в то время смело, не сомневаясь, взять на себя ответственность за образование своего ребёнка и выполнить свою задачу в буквальном смысле «на отлично» - мой «красный» аттестат тому подтверждение. Теперь она продолжает быть вдохновителем и неоценимым помощником в этом деле уже с внучкой. Они даже за английский на пару взялись, да так славно у них это получается, что мне приходится уточнять и умножать свои знания – а то ведь обгонят. Это ж сколько материнской любви и веры нужно было иметь! 

Но ведь это совсем не значит, что другие мамы так не смогут. Вот и стали ребята учиться так же: сначала моя сестрёнка двоюродная, потом племянник и племянница. У каждой семьи были свои причины для этого выбора. Кто-то хотел получить более продуманное и глубокое образование, кто-то таким образом решал свои внутренние задачи, у кого-то обстоятельства диктовали этот вариант как самый оптимальный. У нас всё было просто – хотелось освободить время для серьёзных занятий музыкой. Я была увлечена своей будущей профессией, все мои мысли и время были посвящены ей, а школьные премудрости я осваивала исключительно по учебникам, без репетиторов и дополнительных занятий.  Только по любимой биологии сама читала что-то сверх нормы, да художественную литературу в гораздо большем объёме, чем велела школьная программа.

Думала я, что и дочка будет учиться так же – школа по минимуму, а вглубь и вширь будет двигаться только там, где это нужно и интересно. Конечно, я изучила заранее ФГОС и все учебные программы, которые встречаются в наших краях. Потешалась над их странностями и заморочками. И была уверена, что распутаем мы эту липкую паутину как пить дать – нас много, и мы вместе. Ну, неужели я не смогу понять логику и образ мыслей составителей? Зря что ли училась 9 лет актёрскому и режиссёрскому ремеслу? Не зря. Но «противника» я недооценила. Да, смогла, распутала. Поняла логику всех вопросов в «Окружающем мире», смогла перевести с русского на русский любое задание в учебнике математики. Я угадала их волну. И пришла в ужас. Поймала себя на том, что я начинаю мыслить иначе, и мне это не нравится. Мысли мои стали коротенькими, как у Буратино в первый день жизни, такими же деревянными, но зато уЖЖЖасно «креативными».

- Мы тут с Васькой совсем запутались: «со звонким мы в нём обитаем, с глухим согласным мы его читаем». Что это?
- Дом и том! «Д» - звонкий, «Т» - глухой. Как вы дальше будете? Там же сложнее!
- Ничего, справимся!

Это разговор мамы первоклассника с мамой третьеклассницы из фильма «Дневник мамы первоклассника». Фильм скромный по своим художественным ценностям, но животрепещуще правдивый по своему сюжету. Очень рекомендую всем заинтересованным лицам!

Вот примерно такими стали мои мысли. Похожими на пазлы. А иногда на разноцветные кружочки, которые по теории вероятности порой собираются в какие-то цветные пятна и абстрактные картины. Ка-ра-ул… Это что ж нашим детям в голову запихивают? И тогда я рассердилась. Очень рассердилась. И бегала бы, наверное, до сих пор вокруг дома, бубня про себя: «я сердита, я сердита, я сердита», - как советуют делать герои книжки «Мама, папа, бабушка, 8 детей и грузовик» - если бы не наш новый помощник. Он появился недавно, но уже успел снискать уважение всей семьи - принтер Ворчун. Он добродушно урчит и с ловкостью жонглёра кидает мне прямо в руки Природоведение 74 года издания, Арифметику 63-го, Родную речь 47-го и Английский 39-го.

Друзья мои! Это песня. Это другое измерение. Это так любимая нашим президентом прозрачность и внятность. Это чисто вымытое просторное помещение со свежим воздухом. Это, ёлки-берёзки, результат, несопоставимый с современными программами. ЭТО ВЫХОД!

Да, мы стали учиться по старым советским учебникам. Хорошо, что есть такая возможность – эти учебники сохранились и оцифровываются заботливыми людьми. А в школьные учебники заглядываем теперь только мы, взрослые, дабы скорректировать темы. В школе такое роскошество было бы затруднительно – и снова я радуюсь нашему выбору. И больше не сержусь.

Из Любви. Юлия Белка

А это видео для размышления. 






33 комментария:

  1. Юля, спасибо тебе большое за этот пост. Мы тут на распутье - в этом году Нина должна пойти в 1й класс. Уже меня вызванивают по телефону с вопросом, почему дочка в предшколу не ходит (хотя она по закону необязательна). Чтобы не было 1 сентября шоком для Нины - пошли мы на подготовительные курсы по субботам (сейчас 2 раза сходила уже). И вижу я, что не очень-то нам школьный вариант подходит. Думаем- что делать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У вас в стране, по-моему, семейного образования нет? Вопрос, конечно.... Даже не знаю, что сказать. Остаётся только как-то уравновешивать школьные выверты домашним образованием. Наверное, так.
      Р.С. Наша посылочка к вам зависла на границе. Что-то давно она там застряла.

      Удалить
  2. Юля.. недоступная и самая притягательная из всех Вселенная.. как бы я хотела так же.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюш, это действительно здорово! Хоть и очень трудно. Не всегда бывает так лучезарно, как представляется. Да и не каждой семье подойдёт такой вариант по многим причинам, поэтому никогда никого не агитирую. Но в сумме всё равно получается огромный, спокойный, счастливый плюс.

      Удалить
  3. Ох, Юля, как это верно! Я тоже обращаюсь к старым учебникам, благо у нас их сохранилось много. И страшно плююсь на новые и на программу за одно))). Но я так и не решилась на домашнее обучение(((. Наверное, потому что не было уверенности в своих силах, а поддержки ни от кого не получила, муж наоборот высказался, что школа обязательна(((. И все же мы тоже ищем выход, кое-что получается, что-то не очень. Удачи вам на этом пути! А мама твоя действительно молодец, такой пример и такая поддержка! Браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Аня, без поддержки - хотя бы идейной - тяжело, а порой невозможно. Мне повезло, все в семье была "за" и сейчас активно нам с Асей помогают. Вам большой удачи в уравновешивании перекосов! Спасибо за комплимент маме!

      Удалить
  4. К сожалению, коротенькие мысли это уже какой-то стандарт. Я так рада, что нас никак не ограничивают ни программой, ни учебниками, и выбор, слава Богу, гигантский, но вообще-то это странно и жутковато, что вместо того, чтобы идти вперед, приходится идти назад за чистотой сознания. Хорошо, что ты нашла выход из положения, но в целом (из того, что я слышу от российскиз "семейников") ситуация напрягает и вынуждает грустить. Кстати, я сейчас пишу статьи для журнала "Семейное Образование," очень там симпатичная команда собралась, люди, которые дейтсвительно хотят что-то изменить. Так что, елси ты еще о них не знаешь, заглядывай к ним на сайт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дана, ты знаешь, я не вижу ничего странного и жуткого в возвращении к истокам. Если это хорошо, то почему бы и нет? Конечно, и старые учебники не без греха, их тоже создавали живые неидеальные люди. Но так можно сказать абсолютно о любом материале.
      Велосипед был изобретён много лет назад, и далеко не всякий современный "наворот" пошёл ему на пользу. Ворд обновляется каждый год, но многие пользуются его ранними версиями - потому что они удобнее и практичнее. Это, конечно, наносит некий удар по самолюбию - мол, возвращаемся в "каменный век". Но если там в чём-то объективно лучше, то почему бы это хорошее оттуда не взять?
      В России не всё так плохо. Вернее, всё как всегда :) Закон с одной стороны гибок - ты можешь обучаться по любой программе или вне её, никакого запрета нет, но в то же время аттестацию школа проводит по своей программе. И приходится в неё(программу) заглядывать, дабы не подставить ребёнка. Любая школа должна по закону взять семейного ребёнка, но в то же время есть внутренний устав школы, в котором что-то прописано, а что-то нет. Теоретически ты можешь прийти лишь на итоговую аттестацию в 9 классе, а на практике каждый ребёнок 8 лет должен каким-то образом обучаться. И пойди докажи, если что, что он дома учится, а не ты не выполняешь свои родительские обязанности и лишаешь своего ребёнка права на образование - приходится заглядывать не только в программу, но и в школу периодически. В общем, закон что дышло - как повернул, так и вышло. Но мне видится, всё-таки тенденция в сторону улучшения ситуации, именно на практике. Школа, наверное, уже как-то пережила такой сильный удар по профессиональным амбициям :). Может быть, конечно, я сужу по своему кругу общения, и мне это только кажется. Но хочется в это верить. И в родительских кругах всё меньше становится ярых противников "матерей-всезнаек", "наплевавших" на профессионалов и поставивших своих "мимозных" детей в какое-то привилегированное положение :). Это радует.
      Про журнал такой даже не слышала. Загляну, спасибо!

      Удалить
    2. Юль, я не об этом... Я тоже не имею ничего против истоков, и очень даже наоборот, люблю к ним обращаться :) Но мне грустно и обидно, что человек все хорошее, что мог, похоже, уже придумал, и вместо того, чтобы двигаться вперед и становиться лучше, движется как бы назад. А про Россию я вообще мало знаю, Юль. Но от семейников слышу много жалоб именно на учебники и на проблемы с аттестациями, ну, в общем, примерно то, что рассказываешь.

      Удалить
    3. В этом смысле да! Видимо, в какой-то момент времени человечество выбрало не ту дорожку, не творчества и созидания, а страха и агрессии. Вот и деградируем потихоньку, даже не замечая этого, а пребывая в иллюзии прогресса.
      Ты знаешь, я тут вдруг подумала, что в России у опыта семейного обучения юбилей в этом году - 25 лет. С 91 года, если не ошибаюсь (хотя, как я помню, мы ушли из школы в 90-м). Но 90 или 91 - это не так важно. 25 лет! Это четверть века! Должен быть набран, по идее, уже колоссальный опыт. А всё пока на уровне новичка. Ладно родители - раньше интернета не было, и такие семьи мало общались друг с другом, каждая "варилась в собственном соку". И сейчас даже есть люди,которые вообще не знают о такой возможности. В последние годы домашних семей становится в разы больше, видимо, как раз благодаря бОльшему потоку информации между родителями. А вот школа четверть века партизанит и делает вид, что такого вообще не существует.

      Удалить
  5. Юля, как всё верно! А я в очередной раз восхищаюсь твоей мамой - Асиной бабулей Иришулей! Вы все такой пример для нас позитивный! Веры в себя прибавляется и уже не так тревожно. Обучение дома, в семье - мы тоже его выбрали, но совсем недавно, и поэтому, конечно, пока не совсем понятно, как оно пойдёт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо за добрые слова! Радуюсь за вас, и верю, что всё будет очень хорошо.

      Удалить
  6. пришла к вам через БлогиМам) так получилось, что в последнее время много попадается информации про домашнее обучение - очень интересен ваш опыт, спасибо! буду читать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приятно познакомиться! Спасибо, что заглянули! Заходите ещё, буду рада :)

      Удалить
  7. Юля, снимаю шляпу. Проработав в системе образования довольно долго, я видела как оболванивается этой системой среднестатистический ребенок с каждым годом. А мерзкие тесты купируют все мыслительные процессы детей, сводя их к отсутствию вариативности. Очень бы хотелось, чтобы получило свое развитие направление родительской педагогики. Именно за ним есть будущее и надежда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оля! Слышать такие слова от человека, работавшего в школе очень ценно. Потому что, как правило, срабатывают профессиональные амбиции, и их можно понять: когда видишь народный самодеятельный театр, создающий спектакль на уровне профессионального театра, а то и получше, становится обидно - тебя-то столько лет учили профессии :))). То же и в школе, первая реакция (иногда даже озвученная): "а что, вы такие умные, а мы тут дураки?" Не у всех хватает силы просто порадоваться за людей.
      А по поводу родительской педагогики - пусть будут варианты! Чем больше, тем лучше! Я очень рада, что сейчас, во многом благодаря интернету, эта история всё больше и больше развивается, причём в разных направлениях: кто-то из родителей пытается объединиться (для кого-то это важно), кто-то замахивается на свою школу, кто-то становится смелее в смысле общения со школой, выбора программ и материалов, а кто-то просто узнаёт о такой возможности - и это через 25 лет практики! Будем надеяться, что что-то хорошее получится не только для отдельно взятых детей, но и в целом.

      Удалить
  8. Юля - заглянула в кои-то веки, а тут такой пост!
    Я восхищаюсь тобой и твоей семьей, ты же знаешь:) Но я придерживаюсь совершенно противоположного мнения о домашнем обучении - ты тоже это, наверное, знаешь:) Мой путь - это как раз то что ты описала как минимум погружаться в школу и максимум давать развиваться там, где самим хочется. Я не уверена, что дело в учителях или учебниках, для меня в этом нет большой разницы, я даже сейчас, когда дочка во 2 класса, не очень разбираюсь какие есть образовательные программы и чем они там отличаются. Самое главное - это сам ребенок и его способ взаимодействия с миром. Одному ребенку - одну программу, другому - другую, а третьему - только дома. Поэтому чудесно, что сейчас мы сами можем решать, по какому пути идти. Вот в этом я с тобой полностью согласна)
    А написала я тебе все это, чтобы поддержать и сказать, что вы все делаете правильно. Обычно сторонники домашнего образования на дух не переносят сторонников школы и наоборот - такие баталии везде на эту тему горят, прямо беда! ))) Я просто хочу написать это, чтобы ты знала, что не все так непримиримы, и сторонник школы может искренне поддерживать вас :)
    Вы все взяли на себя героический труд, и у вас обязательно все получится, потому что живете в любви и согласии! Удачи во всем тебе и твоей чудесной семье!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Танечка! :) Да, я тоже это заметила - прививки, вегетарианство и домашнее образование - это отчего-то самые болезненные и "батальные" темы. Причём, действительно, с обеих сторон - порой даже как-то совестно становится за домашних непривитых вегетарианцев :))). Интересно, почему так...

      Удалить
  9. Юля, как я тебя понимаю!!!
    Вот уже второй год мы с Сашей штудируем программу московской школы. Вот уже второй год у меня волосы дыбом. Т.е. они и были дыбом, а теперь просто шапку надеть не дают!
    В этом году началась геометрия и физика. Как я была рада, что у меня есть МОИ учебники. Это же театр абсурда, а не издания! Как можно было так опошлить Перышкина? Геометрия... Ни одного номера теоремы... все запутано и "разжевано" так, что даже зная предмет понять НЕВОЗМОЖНО!
    В следующем году мне предстоит объяснять Химию. Ищу свои учебники! :)
    Присоединяюсь к твоему принтеру-Ворчуну и ратую на добра молодца Интернета. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прорвёмся, Юляш! Не сомневаюсь! :) Шапочку пошире для начала, чтоб уши не заморозить, а там, глядишь, и волосы более-менее улягутся :)))))))

      Удалить
  10. Да, учебники сейчас другими стали - это факт! У детей веми силами формируется клиповое мышление, а потом с ним же и пытаются бороться. К сожалению, в школе много глупостей. (((
    Правда, и старые учебники не во всём хороши. Вот природоведение мне старое симпатично, а английский, например, - брррр.
    Была бы моя воля, я бы вообще без учебников занималась. )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Без учебников - идеальный вариант! Не всегда возможный по разным причинам, но, бесспорно, самый лучший! По английскому мне понравился учебник Скульте, помогает нам очень. Ничего лишнего, всё понятно, доступно и по делу. Кауфман ещё на примете, но пока Скульте хватает, мы только начали.

      О! Про клиповое мышление вспомнила - читала недавное статью, где на полном серьёзе пытались доказать, что это клиповое мышление - это здорово, это многозадачность, это умение одновременно решать несколько вопросов и что-то там ещё. Вот уже и базу подвели :)

      Удалить
  11. Интересный выход вы нашли, последнее время часто читаю статьи о "хоумскулерах", мне интересна эта тема в плане дополнительного образования дома в свободное время, помимо заданного задания.
    Я себе в страшном сне не могу представить пребывание моих детей постоянно рядом со мной, задающих кучу вопросов. Мне и каникул хватило.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот как всё у всех по-разному. А я в страшном сне не могу представить себя , "окунувшуюся" с головой в школьные заморочки большие и малые. Бр-р-р-р! :)

      Удалить
  12. Юля, я очень люблю твой блог, я уважаю все, что ты делаешь, восхищаюсь твоими талантами, но вот я совсем по-другому отношусь к школе :) Это не хорошо не плохо, просто по-другому. Мне кажется, что школа должна быть и не такая она ужасная, как про нее говорят многие. Тут главное найти своего учителя и не думать, что школа должна научить ребенка всему. Это задача родителей, но школа тоже важный этап в жизни.
    Я это пишу не с целью поспорить, нет, просто хочу, чтобы мама, когда прочитала твой пост, а потом комментарии, подумала о том, что выбор есть и достоинства и недостатки есть у каждого из видов обучения.
    А вам с дочкой желаю удачи и открытий, хотя с такой мамой, как ты жизнь ее будет удивительной! Юль, ты прекрасна !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эх, Маша, если бы всё исчерпывалось одной личностью! Есть такие замечательные учителя, редко, но есть. Повезёт - можно встретить в начальной школе такого, тогда ребёнок дольше не потеряет радости познания и общения, веры во взрослых, успеет подрасти и окрепнуть, прежде чем встретится с наглостью, хамством, подлостью, пошлостью взрослых. А дальше, когда в 5 классе учителей становится больше и "удельный вес" замученных жизнью и работой женщин существенно превышает вес Мастеров и подвижников своего дела?
      "Зло" школы не в том, что она не даёт знания и не может ребёнка научить всему - это-то как раз полбеды. На то есть родители, я тут с тобой абсолютно согласна. Да и не самое важное это в жизни в принципе. Дело в самой системе, в которой есть масса системных ошибок всякого толка, которые отдельно взятые личности исправить не в силах.
      Я по этому поводу, как правило, не грущу - бессмысленное это занятие, к тому же какой-никакой, но выбор есть, но когда в короткие моменты наших визитов туда сталкиваюсь с отсутсвием человеческого начала (нам везёт, это бывает не часто, но бывает) - всё-таки немножко грущу.
      Семейное обучение - это не панацея, хоть и классная вещь. Где выход? Не знаю. "сверху" школьную систему не изменить, только фантики меняются, "снизу" - усилиями тех самых талантливых, обожающих детей и своё дело личностей - тоже мало что получается. Уходит из школы такой человек по разным причинам - и всё сделанное им либо пропадает, либо превращается в формальность.
      Может быть, хороший вариант - это бОльшее количество альтернатив, чем есть на сегодняшний день. Посмотрим.

      П.С. За поддержку спасибо большое! :) Вам с Дашулей от нас тоже огромный привет, мы вас тоже очень любим и гордимся такими замечательными девочками!

      Удалить
  13. Какие вы молодцы, что ограждаете ребенка от обычной школы! Мои дети уже взрослые, внуков пока нет, но я полностью поддерживаю идею обучения дома! Меня почему то даже само слово школа уже пугает сейчас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Надежда, за единомыслие! Отлично, что таких людей становится всё больше. Пока обычная школа кардинальным образом меняться не собирается, будем развивать альтернативные варианты :)

      Удалить
  14. Здравствуй, Юлия! Рада знакомству с таким чудесным блогом.
    В этом году мы с мужем решились на семейное образование, забрали документы дочки со школы, нашли школу, которая готова нас принять (правда в другой город на аттестацию придётся ехать). И дело действительно не только знаниях, у нас дочка училась хорошо, хотя я не требовала прекрасных оценок, не давила на неё из-за отметок, которые всё равно не определяют знания ребёнка, потому что отметки ставит учитель на своё усмотрение и по своему видению.Программа конечном меня как родителя не радовала -это мягко сказано. Но больше всего меня печалило то, чего нам пришлось нахлебаться от учителя: враньё,лицемерие,хамство,запугивание,пофигизм и т.д. И не помогло нам смена школы и учителя(первый класс в другой школе). Мне очень грустно, что я отдала свою дочку в школу, что не решилась изначально на домашнее образование. Но я рада, что решилась сейчас.У меня совсем нет опыта в этом деле, я знаю, что будет нелегко! Но расширение зоны комфорта- это всегда дискомфорт, который нужно преодолеть.Впереди огромный труд и я рада, что вокруг есть такие единомышленники как вы!Рада знакомству!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И я тоже очень рада, Татьяна и знакомству и единомыслию! Вот и меня больше всего в школе убивает именно это.
      Удачи вам! Всё получится обязательно! В том, что дочка поучилась годик в школе есть некий плюс - ей есть, с чем сравнивать. В добрый час.

      Удалить
    2. спасибо Юлия!! будем осваиваться!))

      Удалить
  15. А какие учебники вы можете рекомендовать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По математике мне нравится Пчёлко 1958 года. Моро старый тоже хорош. Я их комбинирую. По русскому учебник пока не пригодился, пользуемся только сборником диктантов (не помню какой год, но тоже старый). Английский - Скультэ.

      Удалить