Поиск по этому блогу

суббота, 14 февраля 2015 г.

"Мы месили тесты, а они..."

Нет-нет, в заголовке не ошибка и не опечатка! Речь сегодня пойдёт, к сожалению, не о тесте для каких-нибудь вкуснющих плюшек и даже не о солёном тесте для творчества. А о тестах для первоклассников - будущих сдавателей ЕГЭ, с коими мы с дочерью имели честь познакомиться (с тестами, конечно, а не с первоклассниками).




Я давно ничего не писала о наших «школьных» делах. Да как-то и писать особо не о чем – тихо радуюсь, как всё идёт себе своим чередом. Главные и второстепенные члены предложения бодро рассчитываются на «первый-второй», орфограммы не злоупотребляют игрой в прятки, синтаксический разбор предложений, как обычно, строен и сдержан, а фонетический веселится и балагурит, играясь своими звуковыми масками, части речи не путаются между собой, а осанка письменных букв всё больше становится похожа на балеринскую. Составы чисел дружными паровозиками мчатся друг за другом, гудя товарищам при обгоне, задачки щелкаются как орехи – иногда кедровые, иногда кокосовые, но – щёлкаются. Вот как-то так. Но тут мы познакомились с тестами! Это было весело.

Справедливости ради сразу скажу, что дочка от них в восторге. Настолько они её впечатлили, что она требует придумывать их чаще (правда просит придумывать, а не давать готовые), и сама каждый вечер составляет их для нас.

Они у неё очаровательны, примерно вот в таком духе:
Почему собака, когда ест, машет хвостом?
 И варианты ответов:
1.     Вкусно
2.     От преданности
3.     Спасается от жары

Вот, теперь ночей не сплю – сижу, думаю.

А что касается «первоклассных» тестов, то, отсмеявшись (я же говорю – было весело), мне очень захотелось посмотреть в глаза тем, кто эти тесты создавал и совершенно непедагогично пару раз запустить им в лоб шишкой, тем более, что спонсором этого действа обещала стать наша ель и обеспечила меня доброй дюжиной боеприпасов. 

За что? Ну, во-первых, за занудство и однообразие. Попытки совместить информацию из разных областей знаний (очень верные, кстати, по самой идее) выливаются в бесконечные надоедливые просьбы сосчитать буквы/строчки/предложения текста и постоянные строгие вопрошания: об объектах живой или неживой природы идёт речь в этой задаче/рассказе? Надоело очень быстро, и стало вызывать дружный наш хохот.

А мимо пары перлов и вовсе было трудно пройти:
«Прочитай текст и скажи, что это:
Басня
Сказка
Научная статья (!)»

Вопросы пчёлками-труженицами зароились у меня в голове! Мне стало жуть как интересно, много ли научных статей читают нынче первоклассники? А если действительно читают, то зачем они вообще это делают? А ещё больше вопросов появилось после прочтения самого текста, который оказался и не басней, и не сказкой и даже не научной статьёй, а просто рассказом – такое вот разочарование.

Или вот ещё шедевр:
«О каком слове можно сказать «много»:
Лист
Стебли
Корень»

Да догадались мы, конечно, догадались, кто тут лишний – не вопрос!  Но недоумение возникло и у меня и у дочки. Корявость вопроса, как говорят сейчас в интернете, зашкаливает. Согласитесь, одинаково странно звучит и «много лист» и «много стебли» - а логика ребёнка именно такова: приставить слова друг к другу. Моя логика пошла другим путём: о ЛЮБОМ слове из вышеперечисленных можно сказать «много», стоит только поставить его во множественное число и родительный падеж.

И такая дребедень целый день, то есть, чуть ли не на каждой странице. Так что шутка-минутка – смеху на весь день. А если без шуток? На более-менее  серьёзный лад меня натолкнуло знакомство с учебными тестами уже не для детей. Это знакомство произошло впервые – я раньше никогда с тестами дела не имела, ни в школе, ни в институтах. Как и при каких обстоятельствах я с ними познакомилась, я расскажу обязательно, но чуть позже, а пока вот такие заметочки к размышлению.

О приятном: отвечать на вопросы теста - это  забавно, несложно и быстро.  Гораздо легче, чем на эти же вопросы сами по себе – ты знаешь, что перед глазами есть правильный ответ, помимо знаний срабатывает зрительная память, на многие вопросы можно ответить интуитивно, да и наугад тоже есть вероятность «попасть пальцем в небо».  Может ли тест дать картину знаний человека? Может, если речь идёт о какой-то минимальной (очень-очень скромной!) базе, плюс если тест составлен грамотно.

  Например, вот такой вопрос:
«Что можно собирать на берегу Балтийского моря?
1.Камни
2. Янтарь
3. Волю в кулак
4. Грибы»

Вопрос рассчитан на вполне конкретное знание факта -  речь про янтарь, но если чуть-чуть подумать (а не этому ли мы хотим научить наших детей?), то практически любой из вариантов ответа можно считать правильным. Ну, разве что с грибами на побережье Балтики напряжёнка, но если собрать волю в кулак, наверное, можно обнаружить и их тоже. Впрочем, нужно ли думать, когда отвечаешь на вопросы  теста? Выходит, что необязательно, а иногда даже вредно (для результатов теста). Всё в порядке, когда вопрос максимально конкретен:
«Как звали главную героиню романа «Война и мир»?
1.Маша
2.Даша
3.Глаша
4. Наташа»

Но много ли нам даёт такая информация?

А вот такой вопрос уже напрягает:
«Как отличить лимерик от других литературных форм?
1.     В нём 5 строк
2.     Он абсурдный и смешной
3.     В нём есть едкая насмешка»

Едкую насмешку убираем – не из той оперы, и остаются 2 правильных ответа, взаимно дополняющих друг друга – ведь не каждое 5-тистрочное произведение есть лимерик, но и не всё абсурдное и смешное является им! А бессмыслица в 5 строк – это самое оно. Но выбрать можно только один вариант! И начинается игра в угадайку.

Имеет ли это какое-то отношение к проверке знаний?

И вывод получается интересный: завалить тест очень трудно, почти невозможно, если есть минимум знаний по предмету и чуть-чуть житейского опыта (или хитрости). То есть, тест, как мерило знаний, хорош для тех, кому нужно «натянуть троечку». А для тех, кто не за оценкой пришёл и хочет быть разносторонне образованным человеком? Во время сдачи теста слишком сильно включать свою мысль не рекомендуется, а то многочисленные ассоциации, знания из других областей, творческий подход, нестандартное мышление, философский настрой наконец, вызовут массу неразрешимых «галочкой» в кружочке вопросов, которые запросто бы не просто решились, но и стали хорошим «бонусом» при очной беседе. Что тут сказать - привет ЕГЭ, беспристрастному и безликому!

Но если без гнева и пристрастия, тест  – забавная штука, которой с толком и удовольствием можно баловаться изредка, в качестве разрядки.

Что-то меня на броневичок занесло, а так всё весело начиналось. Пойду-ка я месить песочное тесто и печь пирожок к чаю.

(Из Любви. Юлия Белка)




41 комментарий:

  1. Юль, тесты эти - просто плач...крик души... И согласна с тобой - все, что написала, правильно подмечено. Единственно, это вам с бельчонком весело, а 11классникам грустно, педагогам - слезно((( Ну, скажите, зачем знать "в каком платье была Анна Каренина, бросаясь под поезд"? А потрясающий вопрос "В какой руке держал пистолет Лермонтов на дуэли" и не менее потрясающие варианты ответов: в правой, в левой, другое?... В общем, можно я к тебе на броневик пристроюсь?)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, вы меня прям пригвоздили на месте. Я даже не подозревала, что такие вопросы существуют в реальных, а не комических, тестах.

      Удалить
    2. Да уж... Просто нет слов, Наташа! Похоже на анекдот!

      Удалить
    3. Наташенька, это мы пока веселимся - пока получается. Что будет дальше, насколько удастся сохранить к этому делу трезвое отношение?... Будем стараться. Броневичок у меня большой, места хватит - залезай! :) От твоих примеров волосы на голове шевелятся. Страшненько.

      Удалить
  2. Как педагог могу сказать лишь то, что тесты - это средство ограничения и форматирования мышления. Из детей они сотворяют людей, не способных решать открытые задачи. А если учесть, что жизнь и есть открытая задача, то вообще становится не ясным чему они могут научить, кроме механического запоминания правильного для данного теста ответа. Изначально они, как форма контроля, были созданы для умственно-неполноценных детей, чтобы облегчить им процесс работы с вопросом.
    Но какой выбор нам дает система образования? Если о работе учителя, интеллекте ученика и престижности школы судят по среднему баллу итогового тестирования?
    Единственный способ сопротивления - это развитие общего интеллекта через спорт, кружки творчества, исследовательскую деятельность, философию и чтение, а также живое общение в семье. Особенно ЖИВОЕ общение в семье.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо Вам большое за такой невероятно конкретный и точный комментарий, без обиняков! Я не знала про историю зарождения тестов - нахожусь под впечатлением.

      Удалить
  3. ААААААААААААА!!!! ОООООООООО!!!! Юля, нет слов, одни эмоции! Потому что лучше, чем написала ты, я всё равно не напишу, да и девочки всё верно дополнили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя! Терпения всем нам пройти "сквозь", чтобы не сильно задело, и разумного отношения ко всей этой ерунде на все 11 лет.

      Удалить
  4. Как интересно было познакомиться ближе с тестами... И ужасненько. Мои друзья-педагоги давно в протесте, и, я так поняла, что оппозиция по отношению к тестам вообще неслабая, только вот никак ничего не сделать. Про цвет платья Анны Карениной: вспомнила ситуацию: на выпускных экзаменах по литературе в школе одна экзаменаторша ловко "сбила" несколько человек вопросом "Где похоронена любимая собака Некрасова?" - она просто была родом из того маленького городка, где и похоронена была собака. Ею двигало, мне кажется, чувство "Я всё равно умнее вас" (а класс у нас был сильный). Вот такие "показатели ума" - не дай Бог... Хотя мы по прошествии времени тоже смеялись по поводу этого вопроса и по поводу того, кто его задавал. Т.е. чувства почтения к продвинутости той экзаменаторши не возникло. А чего ради написан пункт "собрать волю в кулак" на берегу Балтийского моря, как не ради простого прикола (даже не шутки: такое, мне кажется, под пивом пишут)? Или это проверка психологической устойчивости? Ввести вопросом в ступор и посмотреть на реакцию? Ухх((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С собачкой - это, конечно, круто! Слов нет. А с "прикольными" ответами я даже не знаю- наверное, наоборот: неуклюжая попытка внести долю юмора и разрядить нервное напряжение? А заодно повысить шанс попадания в верный ответ. А, может, и понизить этот шанс - как повезёт :)

      Удалить
  5. Как интересны Асины тесты!!! Вот ведь... составь тест, и твой ассоциативный круг себя сразу проявит)) Милейший)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, что-то в этом есть - в проявлении своих ассоциаций от жизни, точно! :)!

      Удалить
  6. К сожалению, наше министерство образования заимствовало тестовую систему у страны, в которой образование находится на низком уровне и специалистов им потом им приходится переманивать из других стран. Нашли, у кого учиться... Неужели хотят, чтобы и у нас так же было? Сейчас мы понемногу начинаем избавляться от зависимости от этой страны и пусть медленно, но все же возвращаемся к тому, что не приводит наш народ к деградации и вымиранию. Поэтому есть надежда, что и с образованием все когда-нибудь наладится.
    Ооочень понравились Асины тесты!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юленька, твоими бы устами.... Будем надеяться, что так оно и будет, пусть и не так быстро, как хотелось бы.

      Удалить
    2. Юля, если ты про Америку, то это очень спорный вопрос. Нас слишком долго пытались убедить (да и сейчас продолжают), что там всё плохо, начиная со школьного образования. Как человек, работающий в школе, обучающей детей по американской гос программе, могу тебе сказать, что мне многое в этой системе нравится. Да, математика не такая сильная (но кому пригодились интегралы в повседневной жизни? лучше уж уметь составлять задачи на уравнения и уметь высчитать процент), география не дотягивает (тут сами американцы это признают). Зато здесь учат анализировать, не бояться выступать и высказывать своё мнение, не меряют всех одной меркой. Слаб ты в математике – значит, бери базовый уровень, но зато налегай на арт, коли и душа лежит, и способности есть. И ещё мне очень импонирует, что в нашей школе особо блюдут плагиат – реферат из интернета просто не прокатит. Так что, может и есть чему поучиться…
      А что тесты, так это ведь способ превратить народ в безликую массу, которой легче управлять, и не имеет значения, были ли они заимствованы или гос мужи сами до этого додумались.

      Удалить
  7. У меня была подруга в институте, она была очень умная, отличница, а по тестам она всегда заваливалась - и именно потому, что была слишком умная для них, всегда думала на два шага вперед))) Но шутки шутками, сколько времени нашим школьниками приходится тратить на подготовку к этим тестам, причем именно не на УЧЕБУ и развитие интеллекта, а тупо на подготовку к тестам, как будто именно это умение является главным в дальнейшей жизни. И это уже страшновато.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И страшновато, и грустновато, и опасненько... Я даже не знаю, как ребёнку помочь - разве что своим отношением к этому делу. Не позволять себе относиться всерьёз - так, подурачились, поиграли, посмеялись, и ребёнка так же настраивать. Не знаю, получится ли так на протяжении всей школы.

      Удалить
  8. Юля, спасибо за статью! Нам до школы еще долго, но я тоже с ужасом жду этих тестов, глядя на племянников. Особенно с моим складом ума ,когда я буду ,как и ты, думать - как так??? Почему не вот так - это же тоже правильно! Да и сын в меня растет. Туго ему придется. если ничего не изменится.
    Асин вопрос про собаку - супер))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего, Жень, прорвёмся! Что изменится так скоро -это вряд ли. Но всё равно - проврёмся! :)

      Удалить
  9. Юля, спасибо большое, что написали вразумительно об этих тестах! Я часто слышу о них негативные отзывы, но с примерами и хорошими аргументами не встречалась. Грустно, до жути. И грустно еще и о того, что часто ругают учителей в осталости. Да, сегодняшним учителям старого режима сложно приспособиться к этому тестовому режиму: учить ребенка не думать, а просто ставить галочки в нужных окошках. А с компьютерами все-таки большинство разобралось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, думаю, настоящим Учителям, которые всё-таки порой есть в школах, безумно тяжело сдерживать груз и маразмы системы, находясь непосредственно внутри неё. Колоссальная нагрузка и смелость. И низкий поклон таким людям.

      Удалить
  10. Очень любопытно было почитать, спасибо! У нас тесты тоже имеют место быть, тесты, я так поняла еще более забавные. Забавность их не в том, что смеха больше, а в том, что в наших тестах может быть несколько правильных ответов или ни одного. Казалось бы, что такие тесты должны заставлять думать, они-то собственно это и делают, но заставляют не просто размышлять, а думать о том, как же думал составитель. Например, вопрос про берег Балтийского моря тоже вполне может оказаться в наших тестах, но тут уже ученик должен решить сам, сколько же правильных ответов предусмотрел составитель). То есть, тут может быть как один правильный ответ, так и два, и три.... Все зависит только от того как думал, и думал ли вообще составитель. Только зазубривание готовых ответов 100% поможет написать тест. Если бы тесты проверял преподаватель, то проблем было бы меньше, он мог бы реально оценить ответы, понять можно засчитать правильный ответ или нет. Но так как проверяет компьютер, то ожидать ничего хорошего не приходится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой-ой-ой... А ведь как вы правы! Действительно, задача такая получается - думать так, как думал составитель во время составления теста. Бред... Да ещё компьютеру проверку доверить. Я очень много нового для себя узнала из комментариев...

      Удалить
  11. Хотелось бы мне вспомнить кое-что занятного из похожих тестов для второклассников, но не могу... Помню, что их притащили родители нашего племянника в кафешку на наши посиделки и мы пухли над некоторыми довольно долго. Четверо более-менее образованных взрослых, некоторые даже дважды, серьезно были поставлены в тупик незамысловатыми тестиками для деток...
    Меня ужасает практика ЕГЭ. Полностью, Юлия, согласна с вашим выводами! Действительно такое впечатление, что главный лозунг тут: "Главное, не думай!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У моей мамы знкомая тоже учится вместе со своим внучатым племянником в 4 классе лицея - такие вещи рассказывает, что аж с трудом верится, что такое вообще может быть. Очень многие люди - и педагоги в том числе, очень уважаемые и талантливые - против ЕГЭ. Странно, что к этому мнению не прислушиваются. Хотя, что это я говорю - ничего странного, всё предельно ясно.

      Удалить
  12. Вспомнила историю, которую несколько лет назад рассказали мне друзья. Про то, как ребёнок поступал в первый класс одной из школ Академгородка. Собеседование, естественно. Вопрос: "Как называют сына овцы?" Ребёнок знает, ребёнок отвечает: "Ягнёнок." Неверно, сына овцы называют "ярёнок". Вопрос: "Что общего между куриным яйцом и зерном пшеницы?" Правильный ответ: "Они оба являются зародышами."
    Не знаю, поступил ли в итоге тот ребёнок, но если нет - может, оно и к лучшему...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж. Восхищает "креативность" вопросов. Может, и правда - к лучшему, если не поступил. Что ж там дальше-то будет, в этой школе, если даже на собеседовании за амбициями престижа и детей не видно?

      Удалить
  13. Юля! Читала статью и подставляла лесенку к твоему броневичку! Сразу вспомнилось, как сын 6 лет назад поступал в первый класс. Мы пришли в одну школу на тестирование. Что сказать, мы с мужем в первый класс не поступили (сын тоже)! :))) А в другой школе (куда мы поступили) сказали, что все не плохо, но логическое мышление надо подтянуть. На вопрос что не так мне показали одно из заданий. Нарисованы: стол, стул, вилка и плотяной шкаф. Необходимо вычеркнуть лишнее. Что ждал преподаватель с типовой логикой? (Да простят меня все преподаватели) Конечно вычеркнутую вилку!
    Ан нет! Был вычеркнут шкаф! :) "Видите?", -говорит: " нет логики!" Я спрашиваю:"Сыночек, а почему шкаф?" Ответ:" Мама, ты где на кухне шкаф видела?" Занавес! Может я эту историю и писала где уже, не помню. Но у нас в семье это уже притча во языцах. :)))
    Вопрос про собаку - очень глубокий получился! Это ж повадки подметить нужно и сформулировать. А в остальном: сил вам и большущего чувства юмора с терпением!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, я просто в шоке! Это ж надо до потолка прыгать - учителю от радости за такого ученика, а родителям от гордости! А не логику "подтягивать". Слов нет, одни эмоции. Мы с Асей одно время любили такую игру, так я специально всячески обращала её внимание (и придумывала такие варианты), чтобы верных ответов было как можно больше.
      Вспомнила историю, в интернете прочитанную. Там про девочку маме сказали, что она совершенно к школе не готова и не может ответить на элементарные вопросы. Мама в недоумении - девочка умненькая, развитая. Тётя показвает девочке игрушечный помидор и спрашивает - что это? Девочка молчит, думает. Показывает яблоко. Та же картина. Мама говорит: "Юлечка, ты знаешь всё это!". Ребёнок вдруг озаряется улыбкой и выпаливает: "А! Вспомнила! Это муляж!" :)
      А вот меня вводит в ступор ещё одно типовое задание - продлить ряд. Ну, вот так например:
      * ? : * нужно продолжить. Я (и дочка) совершенно искренне считаем, что тут два правильных варианта. Можно последнюю звёздочку считать как начало повтора, а можно как конец "раппорта" - и в том и в другом случае последовательность не сбивается и то, что предложено автором не изменяется. Я даже с кем-то спорила, помню, на эту тему. Чую я, в космонавты мы не годимся :))).

      Удалить
  14. Правильная статья и грустная. И тема больная. Старшая у доски в школе решила задачу правильно,но через сложение двух чисел. А нужно было умножить. Четвертная оценка " полетела" . Я расстроилась и спросила: почему ты сложила?
    Она ответила, что это первый вариант решения, а второй слушать не стали. Поговорила ( наехала) с учительницей. Стало понятно, что учиться думать они будут дома, а в школе учат чему-то другому.
    В качестве развлечения посмотрите, что знают третьеклассники о природе в конкурсе "Колосок" . Очень специфичные знания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Грустно, грустно, грустно... Я даже не знаю, Мила, что тут ещё можно сказать. Дома так дома, а вот чему, интересно, в школе ребята будут учиться? Про "Колосок" первый раз слышу. Посмотрю, спасибо. Даже интересно :)

      Удалить
  15. Вспомнилось про тесты. В прошлом году на подготовке Насте задавали, сейчас и не помню, что там было, но, возможно, были те же самые, что и у вас, Юля, ну или что - то подобное))) Делала задания Настя вместе с папой, пыхтели, решая, а в конце папа, придумал свой вопрос: "Летели два гуся и три крокодила, спрашивается: и зачем мне ваш холодильник?" Вообще, да, было бы смешно, если б не было так грустно...Юля, какую тему ты животрепещущую подняла. Кстати, на вопрос про стол, стул, вилку и шкаф у меня первое, что в голову пришло, тоже была кухня и лишний - шкаф))) Про мебель как - то сразу не подумала. Ох, нужно и мне логикой вплотную, видимо, заняться))) Юля, а на первом фото не Асино ли творение? Нам с Настей очень понравилось, похоже на тесто солёное заварное или это всё таки пластилин?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Папина задача - зачёт! :) Вся соль в ней :))))
      Ты знаешь, мы тоже все дружно вычеркнули шкаф, только у Аси объяснение было не про кухню, а про то, что в шкаф что-то можно положить, внутрь, а в другие предметы нельзя (хотя, конечно, можно в этом смысле придраться к столу). Я ж говорю - сложно, сложно с логикой :)))
      Да, это Асино творчение, было дело, как-то лепила она тортики и пирожные. Это пластилин, но какой-то очень необычный - цвета очень яркие и ясные, не такой матовый, как всегда. Больше похож по виду на полимерную глину даже или действительно на тесто.

      Удалить
  16. А у нас в Казахстане до сих пор вспоминают историю, случившуюся на ЕНТ (аналог российского ЕГЭ) и уже превратившуюся в народный анекдот, когда в тесте по истории был вопрос "Сколько зубов было у лошади Чингисхана?"
    Ну какая польза от этого вопроса? Какие знания проверяются? Прямая параллель с вопросом про цвет платья Анны Карениной. Бред.
    Как бывший учитель могу присоединиться к уже прозвучавшим здесь словам и добавить, что тесты - это костыли для дураков. У нормальных людей тесты не развивают ничего, а только внушают отвращение к познанию мира, которое в итоге сводится к банальной зубрежке фактов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сильно! Я смотрю, у нас тут целая копилка "шедевров" и анекдотов собралась. Наталья, я даже не знаю, как можно прокомментировать этот вопрос, присоединяюсь к Вам - бред!
      И про отвращение, вызванное вынужденной зубрёжкой - очень верно и точно, согласна...

      Удалить
  17. В школе я ЕГЭ, слава Богу не застала. Но и в наши годы начинали использовать тесты для текущего контроля по некоторым предметам. особенно мне запомнилось, что это было частенько по биологии. А еще помню, что по тестам мои оценки были на порядок меньше, чем по решению задач, диктантам или устным ответам. Наверно, лишнего думала при прохождении )))
    А если серьезно, то да, составители тестов часто сами прихрамывают в логике и эрудиции. Юля, ты хорошие перлы подобрала. Про стебли я даже не сразу сообразила с твоей подсказки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, наверное, лишнего! :) Ещё такой факт - если тест пересдавать (при условии, что это возможно - ты знаешь свой числовой результат и хочешь его улучшить, но не знаешь правильных ответов) почти всегда это получается хуже (народное наблюдение). Видимо, опять-таки потому что много думать люди начинают :)
      И ты абсолютно права - иногда большие проблемы у составителей бывают и с логикой, и с эрудицией и даже со здравым смыслом.

      Удалить
  18. Юля, ох и ах! Греческие школы не лучше. Тут для того, чтобы поступить в институт надо два года зубрить, не видя света белого, а зато в институте можно пить кофе вместо уроков и балду гонять. Дочка мужа перед поступлением занималась, и вот муж мой как-то решил проверить ее знания и стал с ней разбирать какой-то вопрос по истории. А она его остановила и говорит, мол папа, ты мне голову не забивай, потому что я так никогда не поступлю. На экзамене этом (типа ЕНТ, только есть и открытые вопросы) надо писать слово в слово как в учебнике. ПРедставлояете, знать учебник наизусть!!!! А шаг вправо, шаг влево - расстрел. Вернее, непоступление в институт. Поэтому в Греции очень процветают частные школы, которые готовят детей к поступлению в институт. Учителя в школе даже и н пытаются этого делать, не могут же они отбирать хлеб у коллег. Грустно очень.... Муж готов из кожи вон лезть, чтобы младшие не учились в греческой школе. Поживём - увидим....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, слов нет! Я столько нового узнала из этого обсуждения.... Грустного . Но с другой стороны грусть эта ничего не изменит. Вижу выход только в изменении отношения к этому - не зацикливаться ни на подготовке к этой ерунде, ни на ней самой, ни на результатах и оценках.И ребёнка воспитывать в этом ключе. Чтобы без переживаний, лишних нервов и времени, и чтобы мимо вся ерунда проходила и следов не оставляла. Прямо мантра-заклинание получилось :)))

      Удалить
  19. Конечно, не зацикливаться! и когда взывают записаться родителям на контроль ГИА и ЕГЭ в школе -типа посмотреть, как будут сдавать, а потом рассказать своим -я просто не реагирую.. Я не хочу на это смотреть. И включаться в ужастики, ахать на собраниях, начиная с седьмого класса - им же надо учиться, чтобы -внимание! -сдать ГИА!
    На праздниках читала "Про мальчика. который умел летать". Поняла, что единственный способ вырастить талант -человека, оригинально решающего любую задачу -чаще подкидывать ребенку задачи в жизни: реальные, а не про собачку и платье -тьфу..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абсолютно согласна! Вот в каждом слове. Повезло вашим детям с мамой, не все могут так настроить себя и детей.

      Удалить