Поиск по этому блогу

Подписка на новости Белкиного блога

пятница, 8 июня 2012 г.

Что умеет делать дождик или Мастер-класс по актёрскому мастерству для малышей


Каждый вторник я узнаю что-то новое и учусь. Разумеется, я узнаю что-то новое и учусь и в понедельник, и в среду и во все остальные дни недели, но во вторник я узнаю каждый раз что-то особенное. Например, то, что карандаш похож на мостик, а зонтик на корзину, что дождик специально поливает огород, потому что очень любит овощи. А ещё я учусь создавать тишину из десяти маленьких индивидуальностей, отвечать на несколько вопросов одновременно, учусь объяснять, что на каждое «хочу» есть ещё десяток «хочушек» и так важно, чтобы они не поссорились друг с другом. Каждый раз изобретаю новый способ делания артикуляционной гимнастики и открываю для себя какую-то чёрточку в характере маленького человека. Удивились?


Всё просто: у меня есть группа четырёхлетних малышей – театральная студия! Строго говоря, театральной студией пока назвать это нельзя: то, что мы делаем, точнее будет именовать «театральные игры». Ибо артисты мои, конечно, ещё малы для того действа, которое мы привыкли гордо величать «театр». Они пока не осознают великолепия своей творческой индивидуальности, не трясутся над ней, как над писаной торбой, противопоставляя своё «я» всему миру, и поэтому им радостнее обезьянничать друг за другом, проявляя чудеса коллективизма.

По этой же самой причине моим артистам пока больше нравится повторять то, чему их уже успели научить взрослые, чем демонстрировать свои собственные впечатления от жизни (собачка лает – «гав», а киска мяукает – «мяу», и никак иначе. А вот то, что у каждой собаки свой голос и интонации – это они знают, но по-партизански молчат, потому что взрослые всегда радуются, когда ребёнок правильно показывает и называет кошек и собачек. Верно? Ну как не порадовать родителей!?). Это для взрослых каждое впечатление – потрясение, которое нужно бережно уложить на полочки своего сознания, а у них этих самых впечатлений пруд пруди, каждый день по сотне, главное – успеть их кое-как покидать в свой багаж (потом разберёмся, в жизни пригодятся!) и вперёд, за новыми открытиями!

 Вторая сложность: очень многие вещи в театре основаны на личном опыте, которого у артистов моих пока маловато. Опыта Вселенской Памяти много, а вот житейского – почти нет. И задача сыграть-показать-стать Ёжиком становится порой почти невыполнимой – какой он, Ёжик, если видел-то его только на картинке? Как выглядит замёрзший человек, если никакая мама ни за что не допустит, чтобы этот самый человек замёрз, а подходящего замёрзшего прохожего за все 4 года жизни ещё пока не встретилось? Но артисты не унывают и крепко не задумываются – поэтому пока так трудно несведущему человеку отличить в нашем исполнении ежа от зайца или жирафа, всё самое важное пока ещё происходит внутри и не видно постороннему взгляду. А ещё, говорят, настоящие артисты – очень терпеливые люди, они умеют ждать, но терпение обычно чуть выше, чем метр с «кепкой» роста – нужно до него дорасти. Поэтому-то мы пока и играем в театр. И «не в театр», впрочем, тоже.

Очень хочется увлечь именно процессом, дать понять, насколько «вкусными» могут быть мелочи театральных игр – пока мои художники рисуют широкими мазками, не заботясь о филигранности рисунка. Хочется научить не просто смотреть, но и видеть, не просто слушать, но и слышать. А ещё мне хочется наполнить наше занятие не только атмосферой радости и смелого фантастического эксперимента, но и ароматом размышлений, вкусом рассуждений, мгновениями тишины, которая рождает что-то настоящее, живое, трепетное. Будем считать, что это – наша программа на ближайшее будущее. Путь-дорожка, идти по которой и есть творчество.

Убеждена, что в театральные игры можно и нужно играть с самого раннего возраста, не обязательно в группе, можно и вдвоём с мамой. Эти игры замечательно разовьют мамину фантазию, воображение и творческое мышление, а маленькому «артисту» будет легче не забыть Человека Творящего, который живёт в каждом из нас от рождения, но иногда, со временем, к сожалению, засыпает, а мы про него забываем и не спешим разбудить.


  • На что похож мячик? Карандаш, зонтик, лист бумаги. Предложите малышу посмотреть на предмет и сказать, на что он похож. Ответы иногда бывают очень удивительными!
  • Теперь наоборот: оглянемся вокруг и придумаем, из чего мог бы получиться фотоаппарат? Коробочка из-под маминого крема? Кусок мыла? Отлично! А из чего можно сделать микрофон?
  • Задачка для любителей сказок и мультиков. Пусть ребёнок загадает какого-то героя сказки, а вы задавайте наводящие вопросы, на которые можно ответить односложно: где живёт персонаж? Животное он, человек или предмет? С кем дружит? Задача – угадать героя. Поменяйтесь ролям с малышом. Эта игра на первый взгляд кажется очень сложной, но в неё могут с успехом играть даже трёхлетние дети.
  • А теперь нарисуем красками кляксу. Постараемся увидеть в ней какой-то рисунок: она похожа на цветок или на маленького слоника. Какие ещё варианты? Вместо кляксы  для этой игры можно использовать облака, лужи и даже пятна от пролитого компота.
  • Прочитали новую интересную сказку? А теперь пофантазируйте вместе, что было ДО её начала? Как жил герой сказки? Чем занимался? А что будет ПОСЛЕ сказки? Сочиняйте на здоровье!
  • В куклы и игрушечных зверят играть любят многие дети, придумывая длинные диалоги. А почему бы не поговорить двум чайным ложкам? Мобильному телефону и шариковой ручке? Зубной щётке и тюбику пасты? Кстати, заодно таким способом можно решить кое-какие воспитательные задачки.
  • Полезно как можно больше знакомить ребёнка с прилагательными – описаниями, сравнениями, эпитетами - именно они являются выразителями эмоции. Рассмотрите с малышом цветок ромашки. Какой он? На первых порах придётся подсказывать малышу. Мамины усилия будут вознаграждены, потому что на вопрос, «какая у тебя мама?», очень скоро дитя выдаст целый фейерверк прекрасных, очаровательных и незабываемых слов.
  • Интересно поиграть в такую игру: без каких-либо предметов показать какое-то действие – почистить зубы, пришить пуговицу, умыться. Второй игрок должен угадать, что делает первый. Потом можно поменяться ролями.
  • Развиваем фантазию и воображение. На прогулке обратите внимание на что-либо. Например, кошка забежала в магазин. Придумайте вместе с малышом как можно больше вариантов, зачем она это сделала. Может быть, она там живёт? Или у неё есть знакомый продавец, который каждый день подкармливает её? А может быть, в магазине у неё живёт кошка-подружка, а наша кошка забежала позвать её в гости?  Или она пришла купить молоко своим котятам? Принимаются даже самые неправдоподобные варианты!


Играть в такие игры очень интересно, может быть, вы придумаете свои театральные игры?! Не забудьте поделиться!


6 комментариев:

  1. Юля, очень понравился рассказ о твоей студии и об играх. Про разговор чайных ложек здорово. Дашка часто сама играет с разными предметами, которые разговаривают между собой, я всегда радуюсь этому, но сама ее на такое не провоццировала, а зря :) спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Умничка Даша! У нас, правда, иногда такие игры впрехелёст просто - я уже собственную дочь вижу крайне редко. Чаще Винни-пухов, Нильсов, пингвинят, аистов, персонажей из спектаклей, где я когда-либо участвовала, моих мужей (?) и даже Добронравовых (подглядели мы сериал "Сваты"). Хотя, игр, нверное, не бывает много. И какую-то гармонию эти творческие выплески найдут :)

      Удалить
  2. Очень игры понравились.мы играли в такие на занятиях.детям нравилось,хотя иногда было видно,что им сложно что-то поедставить и показать.может ,задания я слишком сложные давала...в любом случае ,спасибо Юля

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, действительно, не всегда дети "включаются" сразу и быстро. Привычка большая к схематичности есть даже у самых маленьких. Это, и правда, очень сложно при кажущейся простоте.

      Удалить
  3. А вот этот пост у нас теперь в закладочках! Спасибо, Юленька! Так все просто, но так душевно! Наугад выбираю пункт и начинаем разговоры вести с Ванюхой / играть. Ну до чего здорово!! :-)

    ОтветитьУдалить