Поиск по этому блогу

четверг, 8 ноября 2012 г.

Раннее развитие, говорите? Ну, не знаю… Сказочка для мамочки


Так уж получилось, что я – противник раннего развития детей. Знаю, что очень много мам не согласятся со мной, и каждая из нас будет абсолютно права. Мне очень хочется, чтобы визит в мой блог не оставил никаких негативных эмоций ни у кого, и тем паче не вызвал бы каких-либо ссор. Поэтому свой взгляд на этот вопрос и свои соображения я выскажу в самой доброй форме – в форме сказки. А раз блог у меня Белкин, то и сказка будет про Белку. Идёт? Итак, сказочка для мамочки (или от мамочки?) Не знаю, как лучше.



В одном Очень Современном Лесу жила-была Белка. И вот однажды случалось с ней Чудо – она стала не просто Белкой, а Белкой–Мамой, появился у неё маленький Бельчонок. Много радостных хлопот принесло Белке появление малыша. А также много новых знакомств с такими же новоиспеченными мамочками. Пообщалась Белка с соседками – у Зайчихи зайчата уже языки иностранные учат – лисий и даже волчий, хотя и пухом-то толком покрыться не успели. Ежиха твёрдо решила растить из детей лидеров и всё внимание уделяет тому, чтобы у ежат поскорее затвердели иголки – настоящий лидер должен быть сильным и уверенным в себе. Орлица недавно прилетела с семинара по ускоренному обучению птенцов полёту и, едва высидев яйца, принялась обучать своих малышей этой премудрости.


Растерялась наша Белочка. А тут ещё через лесной интернет от Сороки рассылка пришла, из которой Белка узнала, что, оказывается, современным зверятам жизненно необходимы мобили, сортеры, пазлы и развивающие коврики! Чем раньше, тем лучше! Белка испуганно посмотрела на мягкую подстилочку из душистого сена, на которой лежал её малыш, и задумалась – сойдёт ли она за развивающий коврик? Про мобили, сортеры и пазлы она старалась не думать. А тут ещё прилетела тётушка Сова и подарила Белке на рождение малыша собственную книгу: «Как воспитать супер-белку». 



Полистала Мама-Белка книгу, отложила в сторону и озадачилась. Что-то манило и в тоже время отталкивало её, а Белка привыкла доверять своей интуиции. Посмотрела она на безмятежно спящего Бельчонка, сладко сосущего при этом палец, и задала себе вопрос: хочу ли я, чтобы мой ребёнок рос и развивался, открывал для себя что-то неизведанное в себе и вокруг, знакомился с новыми впечатлениями и ощущениями, умел удивляться и радоваться?  И ответила себе: конечно, хочу! Но… что-то всё равно смущало. В чём же дело?... 

Белка подумала ещё и осознала простую, но важную для себя вещь: РАЗВИТИЕ и ОБУЧЕНИЕ – это совершенно РАЗНЫЕ ВЕЩИ! Не всё, что развивает – обучает и напротив, не каждое знание и умение развивает! И потом, что значит «раннее развитие»? Оно не может быть ни ранним, ни поздним, оно - либо есть, либо его нет, и тогда это называется – де-гра-да-ци-я (кажется, так, Белка точно не помнила). Развитие – это сама жизнь, ведь нельзя сказать «мы с малышом занимаемся по методике ранней жизни». 


Белка вспомнила своё детство. Вспомнила, как её мама показывала ей янтарные капельки- слёзки сосны, которые так красиво и ярко переливались на солнце – не чета огонёчкам в жужжаще-сверкающем очень развивающем куске пластмассы, который подарил Бельчонку дядя Миша-медведь. Белка вспомнила, как она собирала кусочки сосновой коры и придумывала, на кого они похожи и даже составляла целые картины-сказки из них – куда там картонным пазлам до этой забавы. Вспомнила, как вместе со своей бабушкой весело упивалась арбузом, и ей было абсолютно всё равно в тот момент – ягода это или фрукт.  Вспомнила и любимую бабушкину фразу: «главное, чтобы человек был хороший, а остальное приложится»

Но ведь одно другому не помеха! Как там сказал классик: «быть можно дельным человеком, и думать о красе ногтей». В нашем случае ранние знания и навыки не могут быть помехой гармонии Души и радости детства. Или могут?... Посмотрела Белка вокруг. На соседей своих посмотрела.

Все белки рано или поздно научаются собирать орехи, а орлята - летать. И очень скоро становится совершенно не важно, когда именно тот или иной навык приобрёл зверёныш. А зайцы-подростки, и те, которые с пелёнок учили волчий язык, и те, кто освоил эту науку чуть позже, одинаково быстро улепётывают от злодея, едва заслышав его рык.


 Подошла Белка к своему малышу. И увидела, как сосредоточенно и серьёзно он рассматривает прилетевшую божью коровку. И поняла Белка, что именно сейчас её ребёнок занимается Самым Главным Делом, и она не смеет, просто не имеет права отвлекать его предложением отсортировать шишки от грибов и пересчитать их.





Пообщалась Белка и мамочками-подружками и поняла, что даже самые мудрые из них нет-нет да и сравнивают своих и чужих малышей друг с другом. И даже не их самих, а их умения и достижения. И это показалось Белке очень грустным. Те мамочки, ребятишки которых не столь стремительно осваивали науки и премудрости, изо всех сил старались догнать приятелей, и главным становился результат, а не процесс. А теми зверятами, которые демонстрировали феноменальные способности к «раннему развитию» все вокруг восхищались, а Белка была убеждена, что ребёнком восхищаться не стоит, что это вредит его нежной и прекрасной Душе, нужно просто радоваться ему, как солнышку, и благодарить за то, что он просто есть! Самое печальное, что детишки быстро мотали на свои усики эту науку соперничества, сравнения и успеха, и в некоторых из них затаились чёрные точечки зависти, ревности и превосходства.


 Белка любила читать, и ещё до появления на свет Бельчонка, ей в душу запали и отозвались апрельской капелью такие строчки: «день, проведенный ребёнком посреди рощ и полейстоит многих недель, проведенных на учебной скамье» (К.Д. Ушинский). И поняла Белка окончательно, что только Природа поможет ей воспитать, научить, развить своего малыша наилучшим образом! Более того, в этом её родительская задача и состоит: помочь детёнышу гармонично вписаться в этот бесконечный Вселенский процесс под названием – жизнь. А знания и умения... что ж, и они придут в свой черёд!


 Уехала Белка из Очень Современного Леса в Не Слишком Дремучий Лес. Где и живёт вместе со своим Бельчонком. Растёт и развивается, радуется и удивляется вместе с ним,  чему-то учит и учится сама. А главное – не путает Развитие с Обучением!


Вдохновителем этой сказки стал конкурс блога Марии Костюченко "Растим гения"
Спонсоры конкурса : он-лайн школа "Учимся играя" и журнал "Счастливая мама"

80 комментариев:

  1. Я по этому поводу придерживаюсь простого мнения: все должно быть в меру. Здорово научить ребенка плавать и закалить его здоровье, но совсем не обязательно в год делать из него чемпиона. Для меня главное, чтобы мои дети были счастливы.

    ОтветитьУдалить
  2. Интересный формат сказки! Согласна, что развитие и обучение - вовсе не одно и то же. Мне до сих пор трудно начать свою дочку именно ОБУЧАТЬ каким-то предметам, хотя развитие идёт с самого рождения (а как же иначе?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я и не тороплюсь с обучением. Всё приходит само, в своё время, не отвлекая от Главного и не мешая развитию души и сердца (и ведь действительно приходит!)

      Удалить
    2. Да, я по роду деятельности раньше постоянно сталкивалась с тем, что люди страдают от избыточной активности левого полушария мозга - логического, аналитического. а вот правополушарная активность - чувствование, интуиция вообще, запущены (тут очень подходит польское слово "занедбане" - от слова "дбать"- заботиться).
      вот и пересмотрела свои изначальные стремления "развивать с пелёнок" после рождения сына. зачем? чтоб потом всю жизнь бороться с гипертрофированным умом? пусть лучше всё своевременно, а пока учиться мир Чувствовать.

      Удалить
    3. Вот-вот! Я тоже среди деток всё чаще вижу таких "головастиков".
      А ведь какая интересная параллель со словом "заботиться", есть над чем подумать!

      Удалить
    4. Согласна: избыточное развитие левого полушария может быть опасным. Во всяком случае, это уж точно не принесёт ребёнку счастья.

      Сейчас я потихоньку начинаю заниматься с дочкой - но ей уже 4,5 года, так что это развитие точно нельзя назвать ранним. :) И занятия эти проходят только в ответ на её просьбы: "Мама, давай учиться считать" или "Давай почитаем, как устроен человек".

      Удалить
    5. Моей примерно столько же :) Поступаю аналогично - "учимся", когда есть какой-то толчок к этому. Что-то увидела, или услышала, пришла с вопросом или с просьбой - разумеется, расскажу, объясню, сама что-то дополнительно узнаю :). И эта потребность в знании тянется как ниточка за иголочкой, приходя в своё время, с удовольствием, в той последовательности, которая нужна конкретному ребёнку, без оглядки на нормы и других детей. Не помню, рассказывала где-то или нет: очень её интересует тема рождения. И какие-то вещи она уже с моих слов знает. И вдруг такой вот неожиданный вопрос: а когда собака щенков рожает, кто ей пуповину обрезает? Я предположила, что сама перекусывает :) Потом проверили, спросили у знающих людей - точно, сама:)))Вот откуда-то возник именно этот вопрос - и отлично! :)

      Удалить
  3. Потрясающая сказка! Очень понравилось! Насчет развития я скорее больше на вашей стороне, считаю что должна быть гармония, если ребенку нравится и он сам стремится к обучению то да, а вот навязывать что-то потому что так хочется маме, нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с вами! У каждого малыша своё время для всего. Спасибо за добрые слова!

      Удалить
  4. Юлечка, очень понравилась сказка! Такая добрая и ... правильная. Ведь каждая теория имеет право на жизнь! Главное, "нужно просто радоваться ему, как солнышку, и благодарить за то, что он просто есть! "
    Спасибо за подаренные эмоции.

    ОтветитьУдалить
  5. Отличная сказка и очень актуальная проблема! Мне кажется, перед тем, как начать обучать ребёнка чему-нибудь, нужно задать самой себе вопрос: а кому это нужно - ребёнку или мне? Действительно, часто это нужно вовсе не малышу. А раз так, то какой в раннем обучении и развитии смысл? Всему своё время!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как кратко точно Вы всё сформулировали! Ни отнять, ни прибавить! За комплимент - огромное спасибо! :)))

      Удалить
  6. И ещё раз скажу: сказка - прелесть!!! У Вас точно талант!

    ОтветитьУдалить
  7. Юля, как мне нравится твой образ белочки :-) А еще когда я читаю название блога - до сих пор немного вздрагиваю от "новости" - ой, у белки день рождения?))
    Я полностью согласна с твоей мыслью про развитие. Недавно получилось совсем близко к твоей идее рассказать подруге, почему я вдруг не ставлю задачи и не проверяю няню, как делают так многие в нашем дворе. А ведь главное, что Ванька от нее в восторге, что они на одной волне, и чем бы они ни занимались днем - очень здорово, что человек нашел ключик к малышу и развиваются они совсем по другим принципам)) Это просто по-моему из той же серии, вспомнилось:-)
    еще понравилось недавно прочитанное от одного психолога, как она всопминала как у нее в 50х годах была одна книжка на все детство, одна деревенная куколка и тд...
    я все время думала, что такая теория у меня только от лени моей, чтобы оправдать нежелание создавать доп материалы, рыться где-то в методиках и перенимать их. Но теперь я точно вижу, что это моя философия. Я так понимаю твой пример с рассматриванием божьей коровки! Обожаю такие открытия в жизни маленького - когда ты видишь сдвинутые бровки, прямо чувствуешь его мыслительную работу, и радость открытия.. И такие вещи, мне кажется, редки с искусственным созданием условий для "развития", когда энергия, действительно, уходит "не туда". А сравнивать малышей - это вообще последнее дело, так смешно иногда становится, когда начинается что-то подобное на площадке:-)
    Тебе нужно сценарии писать, раз ты так близко к этой индустрии :-) Такие сказки чудесные, хотя сценарии, наверное, часто сухо написаны, не специалист :-) Ты не задумывалась о том, что написать художественное произведение? и дома, и интересно :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оленька... Я прямо разулыбалась вся :) Ваню твоего представила, как они с няней "зажигают" поперёк всех методик и систем. Это дорогого стоит, найти такого человека, чтобы малыш ему доверял.
      И я тоже часто вспоминаю рассказы моей мамы. Когда она была маленькой, её отдали в круглосуточные ясли, приехала бабушка, ужаснулась и забрала ребёнка на хутор.Там она до школы жила, а потом каждое лето приезжала. Какие у мамы воспоминания и рассказы вкусные! сколько мудрости она там почерпнула! и она сама считает, что всем, что в ней есть хорошего, она обязана своей бабушке и... их хутору:)И ведь там не то что развивалок, там даже электричества не было!А такой талантливый человек вырос, не утративший связи с детством и природой.
      а художественное произведение.... даже не знаю пока !:) Может быть, что-то и родится. Сценарии пишу плотно: сейчас над одним на заказ тружусь, а 2 для праздников в нашем центре готовлю. Это, конечно, не сказки, но писать тоже интересно.
      Спасибо тебе большущее за внимание к моим "мыслятам" и за то, что делишься своими размышлениями. Всегда рада тебя видеть и читать!

      Удалить
  8. Спасибо Вам за мудрую сказку! Конечноже, всему своё время. У ребёнка должно быть детство - игры, смех, веселье, самостоятельное познание мира, немного баловства и много общения с другими ребятишками.
    А заниматься постоянно серьёзным обучением - это ещё успеется. Если только сам ребёнок не проявляет ярого рвения к изучению цифр, письму букв, решению логических задач или езде на вело или изучению чужого языка...

    Мы сейчас зимуем в Тайланде и наблюдаем здесь такую картину:
    Тайцы в дошкольных заведениях делают большой упор на обучение. Видимо у них такая традиция - начинать обучать детей с годовалого возраста. В детских тайских садах в основном группы разновозрастных детей - от года до 4 лет. Воспитатели всех этих деток усаживают часа на 1,5-2 в шеренги прямо на полу (иногда и за столы)и обучают, обучают, обучают... Учат алфавит, счёт, названия цветов, фигур, дней недели...На игры и свободное общение отводится совсем мало времени. Жалко этих ребятишек становится. Они вынуждены эти полтора-два часа сидеть почти не двигаясь. И не сказать, чтобы взрослые тайцы особо отличались своим развитием от нас. Так зачем у детишек детство отбирать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С огромным интересом прочитала у Вас про тайские садики. Поразилась терпению детей: я мало видела ребят, которые в дошкольном возрасте так долго могут держать внимание, тем более в группе. Даже когда веду свои занятия, приходится постоянно менять задания и игры - быстро устают многие.
      А про собственное рвение ребёнка тоже очень верно: оно проявляется иногда в самых неожиданных моментах. Буквально вчера дочка озадачила вопросом про флаги разных стран. Нет проблем - нашли мы эти флаги, и рассмотрели, подивились, может, что и запомнили:)

      Удалить
  9. Сказка правильная и нужная, но я думаю, вы путаете раннее развитие с насильственным обучением. Ведь в идее заложено именно развитие, а не занятия по часам в центрах с таким названием. Ребенок должен развиваться сам, сам хотеть, находить и преобразовывать информацию и жизненный опыт. Задача мамы или педагогов - создать ему как можно более творческую обстановку, следовать за ребенком на его волне, вовремя подбрасывая "дрова" в "костер" его любознательности. Самые развивающие игрушки - это не китайские поющие и мигающие черепашки, а обычные палки, найденные на улице. Но многие подменяют понятия и все ставят с ног на голову, называя ранним развитием, например, зубрежку букв английского языка. Они считают, что ребенок учит язык, а он только теряет время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Только что ответила примерно на такой же комментарий Маше Костюченко :) Ваши мысли мне близки - именно об этом я и старалась сказать в статье.И мне казалось, что я очень точно свою мысль сформулировала. Но раз вы вдвоём с Марией дружно меня немножко не поняли - значит, это я была в чём-то неточна.:)Конечно, задача мамы и обучать тоже - куда ж без этого, в том числе и английским словам, грамотному письму и законам физики, но не подменять этим развитие мысли, интуиции, творческих возможностей ребёнка. А как раз в раннем возрасте эти ранние знания, на мой взгляд, и уводят мысль малыша от настоящего - от осознания того, что он - часть Вселенной, в которой отражается она вся целиком. и раннее детство - это как раз время, чтобы вписаться в этот процесс, научиться дышать в унисон со Вселенной (вернее, не забыть это). Вот именно это я и называю развитием. А знания и обучение - это чуть позже, когда в них будет потребность и необходимость.

      Удалить
    2. Да, конечно, вы в этом стопроцентно правы. Мне, вообще, термин "раннее развитие" не очень нравится. Я бы вместо него использовала предложенный Михаилом Федотовым термин "своевременное развитие". Когда все приходит в свое время, удовлетворяя потребности ребенка на данном этапе.

      Удалить
  10. Я тоже против!!!!!!!!!! И чем раньше, тем противнее :)
    Рада встретить единомышленника, а то уж думала я одна такая безалаберная. Думаю, что позицию мою разъяснять не нужно, если ты читала мой коммент в посте о самых трудных детских вопросах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Единомышленнику очень рада! :) Дана, не читала, к сожалению. А где этот коммент можно прочитать? с удовольствием бы!

      Удалить
  11. Мне сказочка тоже пришлась по вкусу. Приятно почитать. А самое главное, что я с вами абсолютно согласна. И не раз змечала я в жизни, как дети, которые ходят на всякого рода развивающие занятия, зачастую в жизни оказываются менее приспособленные, чем их сверстники, живущие просто интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Несмотря на то, что я сама работаю в развивающем центре, считаю их деятельность почти бесполезной. Почему "бесполезной" - потому что до достаточно большого возраста ребёнка ЛЮБАЯ мама при желании может всё то, чем занимаются там, делать сама. И рисовать,и лепить, и танцевать, и петь, и всё остальное. И гораздо, на мой взгляд ценнее, если именно сама мама будет всем этим заниматься. Почему "почти": в качестве исключения - какое-то очень узкопрофильное занятие, например, если мама категорически не умеет рисовать или стоять на пуантах или коньках, а ребёнок горит желанием этому научиться, то имеет смысл куда-то и походить. Но не в дошкольном возрасте, а когда малыш будет постарше. Ну, или если мама в принципе не горит желанием ничем с ребёнком заниматься, то, возможно, такие занятия ему пойдут на пользу.

      Удалить
  12. У меня до сих пор нет однозначного мнение по поводу раннего развития ребёнка, хотя моей дочке уже двенадцатый год. В детстве мы болели, и вопрос о раннем развитии не стоял вообще - только о лечении :)
    И я думала, что мы прекрасно справились и без раннего развития, закончив начальную школу почти на одни пятёрки. С другой стороны, когда я читаю блоги мам, увлечённых этой идеей, как Маша Костюченко (блог Учимся играя), мне немножко жаль, что у нас с дочкой не было таких трогательных и весёлых занятий.
    Без фанатизма - вот, по-моему, главный девиз, под которым должно проходит всё раннее развитие, да и не раннее тоже :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна! Гармония во всём - и мечта и цель :))) Вся прелесть и польза занятий с малышом именно в том, что они ВМЕСТЕ С МАМОЙ, рядышком, об одном, на одной волне. А про что - это не суть важно, я для себя это поняла очень хорошо.

      Удалить
  13. Сказка замечательная! Мое мнение такое, что ребенок - это личность, поэтому нужно прислушиваться к его мнению с самого рождения. А еще, если мамочка начинает заниматься с ребенком по какой-либо методике, она должна помнить, что это большая ответственность и нужно довести начатое дело до конца. Главное не методики, а мамина любовь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вот мне кажется, что любая система работает только на себя, и доверяться до конца не стоит даже самым замечательным и безупречным из них. Поэтому соглашусь с вами - именно мамина любовь подскажет что, как и в какой момент нужно делать.

      Удалить
  14. Юлия, сказка мне ваша очень понравилась! Спасибо большое за участие в кокурсе! Только мне, как и Тане показалось, что вы немного понятия перепутали. Мне кажется, что Ранее развитие для вас это занятия, как в школе, за партой, но это не так :) Я думаю, что и у меня и у вас в голове есть образ игр и развития ребенка, просто то, что я называю Ранним развитием (или другая мама) вы называете просто играми и увлечением

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) Вовсе нет! Статья как раз о том и есть - чтобы не путать эти понятия. По-моему, там очень внятно эта мысль прозвучала, хотя, возможно, мне это только кажется. В таком случае с удовольствием уточню: я против ранних ЗНАНИЙ и "килобайтов" информации В ЛЮБОЙ ФОРМЕ - в игровой ли, или как в тайских садиках - сели и занимаемся. Потому что любой факт, дата, историческое или природное явление - это штука относительная, даже то, что "дважды два - четыре". И в раннем возрасте куда важнее, на мой взгляд, "запустить" и всячески помочь развитию именно РЕБЁНКИНОГО потенциала: его фантазию, воображение, видение (вернее врождённую память) о мироздании и Вселенной, его мысль, творческое начало - вот именно это я называю развитием, а не те знания, которые ему в головку вкладываются и требуют лишь запоминания. Каким способом это делать? Не знаю. Мне проще - мы живём на природе, всё, что происходит вокруг совершенно естественным образом проникает в малыша. Если бы я не уехала из большого города,наверное, пыталась бы найти какой-то компромиссный вариант и, быть может, пользовалась бы какими-то суррогатами.
      Разумеется, знать таблицу умножения тоже нелишнее, ибо живём мы в мире, где как раз всё относительно. Но вот это дело как раз может и подождать до тех пор, пока в этих знаниях не будет потребности либо лично ребёнкиной, либо жизненной необходимости (к школе - читать бы хорошо уметь, при переезде в другую страну - язык подучить и т.д)
      И то, что какой-то ребёнок в 3 года знает, в каком году Пётр Первый основал Санкт-Петербург, меня не умиляет и не радует совершенно, и для меня этот факт ничего не говорит об уровне его развития. Память хорошая - это да.
      Я занимаюсь с детьми как раз дошкольного возраста и вот эта путаница воспитания, развития и обучения - налицо.

      Удалить
  15. Юля, сказка просто чудо! С удовольствием прочла все комментарии, интересно узнать разное мнение. Мне самой больше близко понятие не "раннее развитие", а "своевременное", т.е. всему своё время и для каждого ребёнка оно разное. Сейчас читаю книгу Эды Ле Шан, так она пишет: "Вы же не учите ходить 6-месячного ребёнка? Для вас это покажется диким и неестественным. Тогда зачем учить читать ребёнка в полтора года?!". Не точные слова, но смысл таков. Я, конечно, занимаюсь (в смысле играю) со своей дочкой, но это больше познание мира, а не грамматика, математика и зазубривание фактов. Смотрю, что ей самой нравится и в это мы играем. Например, путешествуем. И Машиными пособиями с удовольствием пользуемся. А недавно София заинтересовалась человеческим телом, появился интерес. Мы с удовольствием про тело разговариваем, они ещё и в садике начали об этом говорить. Теперь любимая тема - скелет. :-) Мне нравится, когда она увидит у меня какую-то выпирающую косточку, тычет в неё и удивлённо спрашивает: "Мама, что это у тебя?!"
    В общем, написала я и поняла, что наверно нахожусь посередине между сторонниками и противниками раннего развития. А за сказку ещё раз спасибо! Заставляет задуматься.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово! Исследовать маму - что можно придумать лучше? :) По своей Асёне замечаю, когда сама по себе возникает потребность что-то узнать, тогда и знания становятся живыми и запоминаются лучше. Асе моей года 2 назад подарили набор денежных знаков. Точная копия, только на плотном картоне. Она с удовольствием с ними играла в магазин, в зарплату выдавала, ещё что-нибудь не заботясь о достоинстве купюр. А я и не дёргала её. И вдруг - алле-оп! - глядя в мой кошелёк:" а сколько там денег?" Называю сумму. "А у меня?". говорю. "А как сделать, чтобы у меня было столько же, сколько и у тебя?". Поговорили на эту тему, даже о том, что одна бумажка в 500р. это то же самое что 5 по 100. А вот пару лет назад я бы ей, наверное, всю игру испортила такими разговорами:)

      Удалить
  16. У меня было не чтение, а сплошное улыбание и кивание головой. Мне кажется, очень важно то, в каком состоянии находится мама: напрягается, чтобы успеть, не опоздать, не посеять-не пожать или просто живет, интересуясь тем, что реально ей интересно как человеку и как маме. На напряг и на жизнь у ребенка разная реакция. Для кого-то реальность - все перечитать и переделать, и это прекрасно. Для кого-то - просто поглядывать на то, чем ребенок занят, и дивиться на него - и это прекрасно. Для кого-то - интереснее все перемешать по своим желаниям и рецептам. Мне кажется, главное - без гонки, без неестественного выдергивания ребенка и себя из жизни ради каких-то результатов. Я думаю, каждому ребенку Бог послал таких родителей, каких ему надо, так что им вполне можно быть самими собой)). Пока писала комментарий - сформулировала то, что у меня уже давно над головой висит)). Юлия, спасибо, что так красиво затеяли эту тему! Очень благодарна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Золотые слова! Как-то мы в дискуссии малость об этом позабыли.
      "Я думаю, каждому ребенку Бог послал таких родителей, каких ему надо, так что им вполне можно быть самими собой)"
      Верно-верно! Тысячу раз верно! Благодарю Вас!!!!!!!

      Удалить
  17. Спасибо, сказка очень интересная и мудрая. Уважаемая Белка, скажите можно ли включить вашу сказку в наш сборник:http://kengurudetyam.blogspot.com/2012/10/blog-post_29.html . Мое мыло указано в посте. Спасибо

    ОтветитьУдалить
  18. Замечательная, а главное актуальная тема, раскрыта с ювелирной точность, Вы молодец. И я немного успокоилась оказывается есть и такие как я , не лезут впереди течения жизни... Понравилось мне у Вас , подписалась , заходите ко мне в гости))

    ОтветитьУдалить
  19. Белка - самая любимая игрушка моих мальчишек (у нас их 4 :))
    Раннее обучение становится проблемой, когда родители пытаются за счет детей что-то доказать своим соседям. Двоюрдный брат моего мужа воспитывался как вундеркинд - мама-педагог добилась, чтобы его взяли сразу во второй класс. Но сейчас он такой же человек, как и мы все, простые смертные, а вот зато подчерк у него так и остался корявый из-за того, что первый класс пропустил :)
    Это живая иллюстрация того, как в процессе "обучения" пропустили "развитие." А вот девочками нашими, как Маша Костюченко или Таня-Тавика, я восхищаюсь, потому что у них очень здравый подход, не угнетающий ребенка

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И так тоже бывает!:)
      4 мальчишки - это просто клад!Здорово!:)

      Удалить
  20. Позволю себе подлить немного дегтя в бочку меда=)
    Мне это кажется откровенным утешением себя. Ну, не получилось Пушкина-Ломоносова...не похвастаться особыми его талантами...не перегоняет он остальных детей в развитии....выход есть: объявим, что раннее развитие - это плохо, что сравнивать детей - это неправильно, что не надо восхищаться ребенком за его ранние достижения (просто потому, что они слишком ранние. По типу "Положи конструктор, дитятко, он вредит твоей прекрасной душе, иди с божьей коровкой поиграй").
    Я, разумеется, понимаю, что мой выпад не найдет откликов среди сторонников модного призыва "Уходим в лес от суеты города". Которые вряд ли задумываются о том, кого они растят. Трактористов, хуторянок, рукодельщиц, лесорубов? Все это хорошо и прекрасно, но кто-нибудь дает ребенку выбрать, где он больше хочет жить? Может быть, он родился, чтобы стать инженером, программистом, врачом, может, он хочет стать частью "этой грязной дыры"-города? Зачем с рождения не оставлять ребенку выбора? Вырастет - и там будет видно. А то мы Россию так в одно большое село превратим. Что, разумеется, красиво, модно и ЭКОЛОГИЧНО, но не слишком хорошо для страны.
    Каждая мать хочет, чтобы ее малыш был счастлив, но не каждая может понять, что иногда счастье для ребенка совсем не в том, в чем оно состоит для матери. Мы все решаем за ребенка - что ему больше нравится, что что меньше. Кому-то действительно по душе дубовая корочка и божья коровка вместо Лего и Тамагочи, но кому-то ведь нет. Ну и зачем лишать ребенка этих радостей?:)
    И кстати. А что плохого-то в том, что ребенок допустим в три года учит несколько иностранных языков, тем более, если это у него получается? Зависть разбирает?:)))
    Автор, за сказочками о белочках кроется потребность быть в тренде сезона. Нынче модно быть помешанными на здоровом образе жизни, на уходе от цивилизации в леса (экологическими поселениями это зовется сейчас), на воспитанных природой детях...Это стало мейнстримом. И ладно бы просто делали что нравится, просто уходили в не слишком дремучие леса - но ведь обязательно надо на каждом углу кричать о том, как это здорово. Пиар, пиар.
    Уже предвкушаю летящие тапки (хотя от белки скорее в меня шишки) в некстати появившего тут критика.
    Ваша Не-В-Меру Урбанизированная Лиса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не-е-ет! Артобстрела шишками не дождётесь, многоуважаемая Лисонька!:) Потому что, смею надеяться, Вы зашли ко мне в гости высказать свой взгляд на такой, как неожиданно оказалось, животрепещущий вопрос, а не спровоцировать склоку и не держите камня за пазухой? А раз так - то милости просим. Сделали Вы это достаточно подробно и внятно - за что спасибо Вам большое, но получилось... грубовато, а местами даже бестактно. Ну да ладно, как гостеприимная хозяйка сделаю вид, что не заметила :)

      Разводить дисскуссии я не буду, у меня нет задачи переубеждать Вас в чём-то - каждой кошке своя дорожка, а своё вИдение я высказала достаточно полно,даже добавить ничего не хочется. А каждый из читателей в свою очередь увидел то, что хотел увидеть и что смог увидеть ... словом, что-то своё. Если бы подобный разговор затеялся не в моём блоге - прошла бы мимо, честное слово. Но в данном случае придётся как-то реагировать.

      Итак, про выбор. Странный ход мыслей. Вопрос встречный: а какой выбор дают своим детям жители больших городов? Никакого, кроме привычного родителям образа жизни. Почему они лишают ребёнка тех радостей и пользы душе и телу, которые может дать жизнь на природе? Познания и изучения дубовых, как Вы выразились, корочек и божьих коровок?:) И т.д. и т.п. Поймите правильно, я не призываю никого никуда уходить и уезжать, просто повторяю Ваши слова,только навстречу, заметили? :)Ну и чудненько. А растим мы, кстати, не инженеров, программистов и врачей, а прежде всего людей. И в городе, и в деревне, и в пустыне, и в крайних снегах.

      Каждая мать на опредлённом этапе выбирает для своего ребёнка самое лучшее на её взгляд. А ребёнок, когда вырастает, делает свой выбор и это нормально. Я не исключение. Я родилась и выросла в большом городе, так что знаю о нём не понаслышке. Что я могу там дать своему ребёнку? шум и вонь транспорта? Сомнительную воду и той же сомнительный воздух? гуляние по закаканной и заплёванной площадке? жизнь в детском садике с утра до ночи? идиотские игрушки и не менее идиотские передачи? развивающие центры с супер-педагогами? Походы в театры и просмотр мультфильмов, которые сначала через цензуру пропускать нужно, прежде чем дитю показывать? Жизнь в каменном скворечнике? зависимость от кучи всвозможных систем? И как именно я пришла к такому решению,что ему предшествовало и насколько оно осознанно, Вы не знаете и знать не можете, поэтому про "моду" и "потребность в тренде" автора в ДАННОМ случае не Вам судить, договорились? Вот и отлично :).

      Про моду.... Эх, если бы это действительно было так! Так ведь нет пока такой моды, к огромному сожалению.Хотя, мода тут ни при чём. Она видит лишь форму, и если все начнут этой форме (типа "уходим в леса") следовать бездумно, слепо и не от души, то ничего хорошего не получится. Так что слава Богу, что это не модно! И Дай Бог, чтобы никогда в моду не вошло!

      Про зависть... смешно:)))Кусаться, а тем более на малышню щериться, даже косвенно, у меня в блоге не принято. Даже лисицам поблажки не даём, даже не-в-меру-урбанизиованным:) Поэтому зубки прячем :)Ага?
      Я уже отвечала на вопрос про вред (на мой, всего лишь на мой взгляд!)ранних знаний, отвечу ещё разок: основа любого знания - есть образ. И учить чему-либо, чтобы это не превращалось в натаскивание, стоит только тогда, кода этот образ у ребёнка есть и есть потребность в
      этом знании. Надеюсь, понятно объяснила?

      И где это, интересно, я кричу?... Тем паче на "каждом углу"? Вы меня, видимо, с кем-то спутали, многоуважаемая Лисонька!Да это и немудрено - мало ли в интернете белок и прочего зверья, обознаться легко:) Я у себя дома - это так, на всякий случай:) И НИКОГО НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИЗЫВАЮ, НИЧЕГО НЕ РЕКЛАМИРУЮ И НЕ НАВЯЗЫВАЮ!!! если кто-то в моих словах увидел именно это - ничем помочь не могу.
      Удачи!

      Удалить
    2. Я просто представила, как трехлетнему ребенку дают право выбора: "У тебя есть право выбора, малыш, ты сам отвественен за свою судьбу!" Бедный испуганный ребенок... А через 20 лет мы ему скажем: "Ты сам выбрал свой путь, я не виновата." Хочешь, не хочешь, но отвественность за выбор лежит только на плечах родителей.

      Удалить
    3. Совершенно согласна! Родителям вверена эта душа, и только им держать ответ перед Богом и собой. Иначе родители и вовсе не нужны были, дети рождались бы сразу взрослыми:)

      Любая любящая мама предлагает своему ребёнку самое лучшее на ЕЁ ВЗГЛЯД до какого-то времени, или даёт то, что может предложить в данный момент.
      То же касается и "среды обитания". "Ах! бедный ребёнок, живущий на природе! Ему не дали права выбора жить в большом городе!" - слышу не в первый раз такую точку зрения. Хорошо, а почему свет клином сошёлся на деревне и городе? Почему мы не заламываем так же руки по поводу того, что ребёнка лишили возможности общаться с пингвинами, например, или срывать бананы прямо с дерева, а те бедолаги, кто живут не у моря или наоборот - не на альпийских лугах или небоскрёбах? Странно как-то....и забавно:)
      И совершенно справедливо напомнила Светлана, что каждому ребёнку даются те родители, которые нужны именно ему, поэтому в любом (или почти любом) случае они - самые лучшие для него.

      Удалить
    4. Оленька, посмеялась)))) по-доброму)

      Удалить
  21. Как же я с вами согласна - вообще не парюсь по поводу многих умений и навыков. Ребенок дорастет и у него с первого раза получиться большинство вещей. А натаскивать и тренировать - это не мое, я человек доброй воли. Лучше на самом деле больше наблюдать, трогать и размышлять.

    ОтветитьУдалить
  22. Я очень рада, что вы меня поняли правильно, именно об этом я и хотела сказать. У вас это получилось буквально в двух словах:)Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  23. Юля, прямо в сердце сказочка! Мой блог Реальные родители тоже как раз об этом! Я вначале увлеклась ранним развитием (да, в игровой форме, разумеется не за партой), а потом как-то интуитивно стала уделять этому все меньше и меньше внимания. Рассматривать божью коровку в три года гораздо важнее, чем учиться, например, навыку чтения. Ребенок должен в это время получать впечатления, учиться замечать эту самую божью коровку, учиться бережно относиться к ней и т.д. А часто, когда опаздываешь в школу раннего развития, пробегаешь мимо и не замечаешь ничего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна! Такое же ощущение у меня отсалось от прочтения вашей статьи о том, как доченька читать научилась!
      "А часто, когда опаздываешь в школу раннего развития, пробегаешь мимо и не замечаешь ничего" - просто афоризм. Спасибо вам большое!

      Удалить
  24. Вот и я добралась до чудесной сказки. Юля, как же ты пишешь!!! Зачитаешься! А образы! Я "под столом" от красоты твоего слога.
    Честно говоря, я не вижу сильного преступления в раннем обучении ребенка тем же языкам, например, НО, если это в меру, в игре, интересно обоим!! и главное, я согласна с тобой, если такое обучение-игра направлено не только на развитие логики. (Я не умею так же красиво писать, как и ты, поэтому мысль моя сумбурна))). Важно, очень важно в детстве созерцать, оставлять ребенка наедине с его мыслями, не отвлекать от процесса познания мира. Помню, купались мы с Димкой в ванной (ему и года не было). И вдруг он начал черпачком набирать воду и выливать, набирать и выливать. И так это сосредоточенно, пыхтя. Прям видно было, что происходит в его головке что-то важное. Через 5 минут бесперерывного действия я попыталась ему сказать, что может пора выходить, но сын не обращал внимания. И я решила оставить его в покое. Он черпал воду... 15 минут. Не прерываясь! Зато потом счастливый сам попросился из ванны. Уверена, что в это самое время у него происходило какое-то одному ему ведомое осмысление и понимание. И прерви я его насильно - (чем, к сожалению, у нас грешат многие родители), неизвестно, что надломилось бы в нем и что бы он потерял. И такие минуты созерцания у нас происходят часто. я в это время просто не вмешиваюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жень за кучу комплиментов!:) Такие моменты, которые ты описываешь - благословенные мгновения! Спровоцировать их - вот она мамина задачка по развитию дитя:) Ну, и не "зарубить", конечно - что тоже не редкость в нашем суетном бытие.

      Удалить
  25. Юля, вот случайно забрела на Ваш блог! Рада знакомству! Чудесная сказка и интересные и близкие мне мысли! А еще в нашей стране сейчас очень модно привлекать иностранные методики раннего развития, причем переворачивать их с ног на голову и что из этого выходит просто иногда страшно подумать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна! В таком обилии информации, которая есть сейчас, думаю, важно себя услышать. Это будет самым ценным. Рада познакомиться, обязательно приду к Вам в гости - рукоделки всякие просто обожаю :)

      Удалить
    2. Прихдите! Буду рада, иногда и меня на сказки тянет!;)

      Удалить
  26. Просто потрясающее...

    Мои мысли и то, как я чувствую и отношусь к развитию детей - все это в этой замечательной сказке.

    Правда до полугода-года первой дочурки было многое наоборот.
    А потом я прислушалась к своему сердцу и пришла именно к такому пониманию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Знакомо: до беременности тоже планы строила по развитию и коврикам, и даже во время беременности чуть-чуть (хотя, что-то внутри уже подсказывало, что "неверной дорогой идёте, товарищи" :))А как дитя увидела - все мозги и чувства на место встали.:)

      Удалить
  27. Как интересно всё-таки! Совершенно случайно наткнулась на вашу сказку и зависла тут. Хотя конечно же случайностей не бывает, наверное подсознание просто ищет ответы:). Я не то чтобы сторонниик раннего развития, но не совсем и противник, я в раздумиях:). Да, и коврики делала и другие развивающие игрушки, и тематические занятия время от времени провожу (хотя у меня наверное они редкими и несерьёзными получаются). У меня в детстве такого не было ( как и у многих, мама с папой много работали, мы с братом в саду, иногда бывало, что часов в 7 вечера меня воспитательница домой вела) правда у нас большой сад около дома был и летом мы всегда на деревне были, поэтому связь с природой у меня глубокая и профессию я выбрала не случайно - эколог. И вроде тоже человеком стала:). Но мне не хватает воспоминаний о том, как мне родители книгу читали, или как мы вместе детскими поделками занимались, или как они мне мир открывают(хотя конечно же это было), но вроде как всему сад и школа научила. Поэтому, наверное я теперь навёрстываю это всё с моим сыном, детские книги (ах, какие они теперь красочные;), поделки(столько всего не переделанного!!!), игры, пазлы ( да-да, часто это надо в большей степени мне, чем сыну, но приходится и ему участвовать;)). Какие-то развивающие пособия делала и делать буду, потому что это мне самой интересно, и всегда думаю - вот такое мне бы понравилось иметь в детстве:))! А редкие тематические занятия помогают мне привести порядок в голове, выбрать несколько книг из огромного количества, вспомнить и реализовать интересные идеи по творчеству, да и просто реализовать СВОЙ творческий потенциал! Вот написала, вроде я всё только для себя делаю! Такая вот я эгоистка выходит:(...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы знаете, мне кажется, по большому счёту мы почти всё в этой жизни делаем для себя. Даже когда на первый взгляд это и не так. Любой добрый поступок, любая забота или жертва - она не только делает своё дело, но и возвращается бумерагном. И это замечтально. И назвать, наверное, это лучше даже не эгоизмом, а как-то иначе, чтобы не путать с эгоизмом "настоящим". Я очень рада за Вашего сына - у него, как мне кажется, замечательно чуткая мама. Всё дело в цели. Вы пыаетесь "наверстать" с ним то, чего вам , возможно, не хватало: совместных с родителями дел и забав, внимания. И цель именно в этом, а не в том, чтобы вырастить из него гения или вундеркинда. Вот и всё. Можно хлопнуть по щеке - и согнать комара, а можно дать пощёчину. Физически движение одно и то же, а суть - разная и действие получается совершенно другим.

      а ещё у Вас замечательная профессия.

      Удалить
  28. Юля,чудесно написано,у меня Матвейка сопротивлялся моему напору обучать его с первого года жизни,я сперва мучилась комплексом неполноценности,а со временем успокоилась и полняла,что мне не нужно самоутверждаться за счёт достижений своего ребёнка,у меня есть свои,личные)))Спасибо,моя мудрая подруга,многое из этой сказки мной уже осознанно и прочувствованно,а особенно я была удивлена,когда Матвейка на днях стал считать игрушки,складывая их в ящик,путался,но досчитал почти до 20 и ведь я его не учила,он не хотел категорически))) Таня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня! Как я рада тебя видеть! Ты это серьёзно? Мне казалось, что ты всегда была далека от идей "пятилетки за три года". Ты так всегда по-мудрому контрастно выгладела на фоне наших общих знакомых, с самого раннего детства наших ребят, с колясочек. Это так - и вопросы и ответы, всё приходит вовремя! До меня это тоже доходило постепенно. Матвейке и всем остальным о-о-о-огромный привет!

      Удалить
  29. Юля, я с тобой в этой сказке навеки! Поселяюсь со своими детишками рядом на соседнем дереве в этом самом несовременном лесу :)
    По моему опыту дети сами способны выбрать то, что им интересно. Важно не ограничивать их мир, давать возможности и не давить. Мои дети никогда активно не брались за игры, которые дают им знания. Радость, развлечение - да, всегда. Все остальное они брали из жизни взрослых, в которой они всегда были рядом. Кухня, магазины, совместные прогулки, чтение книг разной сложности и тематики... Все это учит больше, чем карточки и прочие пособия.
    По мере взросления интересы у детей меняются и периодами знания уходят на второй план. Становится важна социализация, которая ой как непроста в наше время. Особенно в городской среде, где все дети почти всегда вне двора, вне своего общества. Они учатся в школе, ходят на доп занятия....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ура! Мы соседям рады. :) Катя, мне даже добавить нечего - всё так. И моя барышня тоже всем играм предпочитает и всегда предпочитала участие во взрослой жизни или какие-то ролевые игры. Буквально на днях лишний раз убедилась в том, что мир куда разнообразнее, шире и многогранней, чем любые карточки. Случайно с Асей нос сунули в развивающие задания - и столько вопросов возникло у обоих к этим карточкам, что в голове не помещаются :). Если коротко - в них почти всё однозначно, подразумевается только "правильный" ответ, который далеко не всегда действительно правильный (и это касается как раз заданий на "логику", "способность мыслить", "анализировать", рассуждать, наблюдать (!) и т.д.). И какими шикарными и роскошными они, эти пособия, не были, какой бы талантливый автор их не создавал, всё равно они будут куда более куцые и однобокие, чем мир вокруг.

      И совершенно с тобой согласна, что не всегда знания - это самое важное. Скажу больше - это вообще не самое важное, хотя, конечно, дело нужное и очень полезное, тут, конечно, спору нет.

      Удалить
  30. Прекрасная сказка. Я считаю, что все должно быть в меру. Меня пугает, когда шестимесячному малышу фанатично показывают карточки со словами. Но я знаю и другую категорию мам, которые вовсе не занимаются с детьми. На прогулке наблюдала, как малыш сам по себе в песке возится, а мама увлеченно читает что-то там свое. Такие мамы и дома на ребенка мало внимания обращают, и вот такие малыши очень страдают от недостатка внимания. Уж лучше тогда буквы учить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж, крайности мы все любим :) Если речь о них - то, конечно, лучше как угодно заниматься, чем игнорировать ребёнка. Согласна! А если про само развитие говорить, для себя (только для себя!) сделала такой вывод: не спешить сообщать ребёнку знания и информацию, пока у него самого не будет ответа на возникший вопрос. Любого ответа! Самого наивного! Если он каким-то образом осознал для себя нечто - явление, предмет - успел создать образ, то, значит, можно дополнить его нашими привычными понятиями об чём-либо, если это в данный момент интересно и важно ребёнку и маме. То есть, не нагружать информацией, а провоцировать на самостоятельное мышление и выводы.

      Удалить
  31. Сказка хорошая) У меня как у мамы троих детей есть свой взгляд на многие вещи в плане воспитания и обучения) Никогда не сравнивала своих деток с чужими, даже между собой сравнивать нет смысла - они каждый сам по себе!))) И мне все в них нравится.
    Ваш взгляд мне нравится своей осознанностью и аргументированностью;-) Пусть, может, и не всё гладко, и всё же....Классно, когда мама знает, что делает;-) И я уверена, что это не просто желание прикрыть свою лень или недалекость))))
    В нашем доме всегда было достаточно разных игр и игрушек самого разного происхождения - не это главное: важно, чтобы процесс приносил радость и удовольствие и малышу, и маме;-) Во всём важна уравновешенность....
    Желаю мудрости и удовольствия в творчестве!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мера - да, конечно, это важно. Но я хотела сказать о другом: о приоритетах. О том, что есть важное, а есть главное, а есть совсем необязательное, и когда необязательное выходит на первое место, то это очень мешает осознавать и воспринимать главное. Поэтому я бы слишком не отвлекала ребёнка от познания мира, особенно в первое время. Но это, конечно, мои ощущения. Спасибо большое за пожелания! :)

      Удалить
  32. Юленька, вот я и добралась к тебе в гости!
    Сказка отличная!
    Для себя сейчас ищу ту грань, которая подойдет нам с Алисой. Мне кажется рядом с ребенком постоянно должно быть что-то, что может ребенка заинтересовать. И это частично задача мамы - создать условия. Но где найти грань... Вывести на прогулку в лес и увешать комнату плакатами.. И то и другое можно назвать условиями, будем доверять интуиции и делать ошибки :)
    Мы сейчас занимамся динамической гимнастикой чуть-чуть и плюхаемся в бассейне. Гимнастика - когда устаю носить просто на руках, могу поносить Алису за ногу или за две :) люблю ее покачать на руках.
    Знаешь, наверное мне твоя статья лчень вовремя пришла. Я сейчас выпущу пар и буду заниматься своим развитием, а не развитием ребенка :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Танечка! Рада тебя тут видеть. Эту статью писала давно, и за это время мои мысли ушли ещё дальше в лес:) И думается мне, что условия-то все уже есть, и мамина задача только поактивнее включать ребёнка в свою жизнь. Хотя, на первых порах это не всегда просто и нужно много терпения, несуетливости, душевных сил. У Даны есть чудесная статья на эту тему:
      http://letidor.ru/article/dela_dlya_malenkogo_rebenka_39383/
      И про интуицию - согласна с тобой на все 100! Только с ней за ручку!

      Удалить

    2. Статья отличная, жаль что у меня не получилось комментарий там оставить. Пуговицы это да... Сама в детстве любила их очень :)
      Может ты меня сейчас поправишь, но мне кажется, что с Алиской еще рано. Не вижу я в ней еще этого интереса, хотя может стоит еще раз попробовать (ей 5 месяцев).
      Про ваше 'дальше в лес' интересно было бы почитать! Думаю, что нам пока не светит, такое все же происходит постепенно, но куда-то мы явно движемся.
      Про условия которые есть, тогда давай я спрошу у тебя совета. Я в детстве училась играть на фортепиано, но не особо успешно, тем не менее простецкую песенку по нотам сыграть могу. Дома у нас нет инструмента, мы не играем, но мне бы хотелось со временем его завести ради детей. Пусть они не научатся играть, но побренчать точно смогут вдоволь. Если решать, что пианине быть, то надо бы и карту на стену повесить))), интересно же читать какие-нибудь путешествия и смотреть где плавал Кук. А где карта, там и счетная доска - это ж какое поле для игр и так далее)))) всего мне хочется и все кажется нужным)))
      Это я называю создавать условия для ребенка. Если б только для меня, то мне чем меньше всего, тем лучше. Мой идеал - пустой белый дом)))). Но я с радостью готова сама и карту разглядывать и бренчать и счетами играть. При этом не отказывав ребенку в играх типа мытье полов и лепка из теста. Как быть?

      Удалить
    3. И бренчать, и разглядывать, и полы мыть, и из теста тепить :) Всё надо :) думаю, что так :) По мне - не надо ничего специального, нарочитого. Зачем мне высыпать в таз горох и искать там с ребёнком на дне игрушечки? Для мелкой моторики и тактильных ощущений? Мы варим кашу - крупу нужно перебрать, мы с дочкой увлекаемся бисером - пока-а-а наденешь бисеринку на иголочку, дочка с ранних лет зашивает дырки на своих вещах сама (как - это второй вопрос, но всё аккуратнее и аккуратнее с каждым годом:)))), есть целый сад птиц, которых нужно накормить пшеном, и огород, который нужно засадить семенами и т.д. Вся эта мелкая моторика и бездна тактильных ощущений есть в жизни, зачем это делать специально - не пойму никак? Задание в тетрадке: помоги мышке расставить и сосчитать кубики. Да лучше маме помоги тарелки расставить по числу членов семьи!:)))

      А то, что нужно в помощь (книги, карты, велосипеды, детские швабры - что там ещё :)))))) - в своё время сама жизнь подскажет необходимость, например, в карте (прочитали книгу про путешественников - захотелось посмотреть, сами куда-то поехали - проложили маршрут, друг по переписке есть - интересно же, где он живёт и.т.д). Если это пойдёт из жизни - то и карта станет живой, настоящей, нужной. А если ниоткуда - голые знания получатся, никому не нужные (опять-таки на мой взгляд)

      Удалить
  33. Здравствуйте!
    Просто потрясающая статья, а особенно её слог.
    Меня тоже немного коробит эта фраза - "раннее развитие", нас рано не развивали, но идиотами мы не стали.
    Хорошо вы сказали - развитие либо есть либо нет.
    Главное, на мой взгляд, чтобы мама была рядом, но не просто подай, принеси и убери, а именно как человек, который может научить очень многому. Постоянное общение с ребёнком, можно сказать не умолкая. Надо замечать каждую мелочь и не не лениться отвечать на вопросы.
    Ещё раз добавлю - Супер статья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Спасибо, что зашли в гости! Про развитие согласна с каждым вашим словом. Правда, часто мамы пасуют и не видят в себе способностей быть для ребёнка учителем. Не могу понять, откуда такая неуверенность.
      Не умолкая - о, да! :))))

      Удалить
  34. А ведь и правда, нет-нет и возникают сомнения: а вдруг я мало с ребенком занимаюсь? Мне тоже кажется, что с ребенком нужно просто жить, разговаривать, давать ему участвовать в повседневных делах, а не перед телевизором усаживать "чтобы не мешал". В деревне же никто мозаики с детьми не складывает, и карточки не вырезает. А ребятишки там не менее сообразительны, чем городские, а о жизни знают даже и побольше. Я не представляю, чтобы в 30 лет один человек хвастался перед другим: "А я в год уже читал по кубикам Зайцева!". Спасибо Вам за этот пост, я тоже так чувствовала, только в слова оформить не могла))). Я думаю, многие с Вами согласятся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Представила 30-тилетних за разговорами о своих ранних успехах :) Ну ведь действительно, смешно! И про деревню соглашусь, природа -лучший учитель в мире! Бывают, конечно, везде нюансы и крайности, но не о них речь. Спасибо большое, за ваш комментарий и за то, что в гости заглянули.

      Удалить
  35. я согласна с вами, Юлия, ребенку в первую очередь нужны наше внимание и забота, чтобы мама была рядом... ведь столько вопросов у малышей и без всяких "развивалок", им все интересно, и почему снег белый и как бабочка летает... а мы с раннего детства пытаемся приучить его видеть только то, что ему показывают...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоже верно. Хотим как лучше, но слишком много суетимся....

      Удалить