Поиск по этому блогу

Подписка на новости Белкиного блога

среда, 25 июня 2014 г.

ОБРАЗование


Вот и доросла моя дочка до вопроса, который, наверное, каждому ребёнку в его жизни задают десятки, а то и сотни раз. Близкие друзья и соседи, малознакомые люди и даже случайные попутчики: ДЕВОЧКА, В ШКОЛУ ХОЧЕШЬ?



Моя девочка улыбается в ответ и за словом в карман не лезет: «Не-е-е-ет! Не хочу. Я буду дома учиться!»
Да, так и будет. Вернее, так и есть. А что будет? Будут периодические отчёты о процессе перед неким образовательным учреждением. Но это начнётся ещё через год – будущей осенью. А пока наша домашняя школа живёт без оглядки на кого бы то ни было. И хочет её «руководство» или нет (а оно, если честно, совсем не хочет), но к мыслям и размышлениям об образовании как таковом приходится возвращаться.


Образование – это ведь  от слова «образ» - создание образа человека. Стало быть, это не только знания, информация и навыки, но и характер, и привычки, и мировоззрение, и образ жизни, и увлечения, и призвание. То есть, образование идёт, должно идти в идеале, в ногу с жизнью маленького человека и руководствоваться её потребностями. Значит, образование - штука сугубо индивидуальная. Конечно, оно может, и даже, пожалуй, должно соприкасаться с разными системами и сообществами по интересам, но по касательной, не подменяя ими себя.  Наверное, именно поэтому идеи о создании прогрессивных, современных, уникальных школ нового поколения вызывают интерес и уважение, но не вдохновляют на создание или участие в чём-то подобном. Любая система работает на себя – это не плохо, это её закон. Она может многое дать, провести за руку по проторенной тропинке и вывести на широкую дорогу, но взамен требует немало - стать её частью. Логика системы проста: за всё нужно платить.  И в чём-то она права: создание образа человека ну ни как не вяжется с потребительством, никто не может за человека создать его образ. Никто. Только сам. Само – образовываться. Видимо, за самообразованием то самое прогрессивное  и безоблачное будущее и есть.

Уф! Ладно – на столе ждёт кружка с земляникой, какие уж тут теории?!

В нашей домашней школе  сейчас самое образовательное время. Мастер-класс даёт профессор Лето! Вот уж, кто рисует образами, воплощая в жизнь семьи ласточек и завязи плодов, полёт шмеля и воланчика, перелив радуги и земляничный аромат, морской бой и ход шахматного коня. Рисует на одной стороне кленового листа портрет птички овсянки, а на другой – расчёт достроенной наконец-то крыши, а заодно воздушную петлю и непрочитанную ещё главу «Тома Сойера».  И пытаться соперничать с педагогическим талантом этого профессора просто нелепо. 

Сейчас редко можно нашу ученицу встретить за столом. Если только ненадолго – написать письмо подружке или записку для дедушки письменными буквами.  Ну, или пару строк прописей - есть такие навыки, которые нужно копить-образовывать по капельке достаточно долго и регулярно. Да я и стола что-то не вижу. Что это? Сцена? Экран? Чей-то дом?

 Вот уже который вечер открывается шторка, и начинается очередная лекция профессора биологии Ложкина (!? – история умалчивает о рождении псевдонима). Источник информации для доклада – просмотренная самостоятельно детская передача о животных, к каждой лекции имеются собственноручно выполненные иллюстрации, а в конце выступления можно даже задать вопросы лектору, на которые он обязательно ответит. Тема каждой лекции - сюрприз для нас,  готовится выступление, пока взрослые заняты по хозяйству.  

Только есть маленький секрет: чтобы шторка открылась, перед началом лекции нужно обязательно нажать на кнопочку в прорехе одеяла :).



(Из Любви. Юлия Белка)


32 комментария:

  1. Ах, какие вы удивительные, девочки! Спасибо профессору Лето и профессору биологии Ложкиной за красочные лекции-путешествия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И тебе спасибо, что в гости заглянула! Мы рады.

      Удалить
  2. Какая отличная идея с самостоятельным докладом! Спасибо! )))

    А у меня духу не хватило на домашнее обучение... осенью в 1-ый класс... (но если что.... морально готова)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, пока "идёт" это дело - пусть докладывает. И информацию учится выбирать, и мысли формулировать и много ещё симпатичных моментов.

      Радости вашему первокласснику! Пусть всё-всё сложится! В конце концов всегда можно что-то изменить если что не так.

      Удалить
  3. Значит, домашнее образование у вас будет. Здорово! А если более развернуто, то я преклоняюсь перед теми мамами, которые решаются вполне осознанно оставить дома ребенка на домашнем образовании. Ведь это большой и труд и огромная ответственность! Не отдавать в сад - это совсем другое! Думаю, это проще, чем со школой. Но это Вам и без меня известно! Удачи вам! Уроки у вас впечатляющие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за пожелания! Когда-то прочитала в мамских обсуждениях фразочку, что домашнее образование - это "развлекуха для мам". До сих пор смешно и забыть не могу :) Это действительно и труд, и ответственность огромная.

      Удалить
  4. Домашнее образование! Здорово! Вот уж где плацдарм для творчества и познания! Желаю профессору Ложкину профессионального роста и успехов в познании!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, спасибо! Передам профессору твои пожелания, он будет горд :)

      Удалить
  5. Юля, а какой возраст сейчас у дочки?

    Я раньше даже слышать о домашнем образовании не хотела. А теперь нет-нет, да мелькнет такая крамольная мысль - так жалко Олесю в школу отдавать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну почему крамольная? Мысль как мысль. Один из вариантов. Для кого-то он оказывается наиболее удачным (рискну сказать, что для многих попробовавших). Но, конечно, не всем такой способ подойдёт, тут спорить не буду. Дочке сейчас 6 лет.

      Удалить
    2. Крамольная - лично для меня, потому что я всегда была общественным человеком с обязательной школой и институтом :)

      Удалить
  6. Как ты замечательно описала свободную и волшебную атмосферу домашней школы! :) У нас сейчас немного больше структуры, но все же вот такие спонтанные открытия случаются постоянно, и обучение идет непрерывно, чем бы мы ни занимались. Мы начинаем наш третий официальный год, а я уже и не представляю, как можно по-другому. Я не загадываю надолго вперед, но хотелось бы, чтобы это никогда не кончалось.

    Удачи вам на этом прекрасном пути!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Даночка! И вам всевозможных радостей, удач и открытий! Всегда радуюсь вашему процессу, когда заглядываю. Пусть он не заканчивается!

      Удалить
  7. Юля, как бы хотелось встретиться с вами, поговорить. Интересно вы на жизнь смотрите. Хотя я тоже даю далеко не стандартный ответ на вопрос, хочу ли я, чтобы моя дочка пошла в общеобразовательную школу... Посмотрим, что будет через год. Наши девочки - ровесницы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, так чувствуется, замечательный у тебя настрой - пусть всё идёт своим чередом, изменяется так, как того хочет жизнь. И ведь правда - любой выбор будет верным.

      Удалить
  8. Здравствуйте!
    Сложный вопрос - идти в общеобразовательную школу или нет?!
    Если всё-таки идти, то надо очень тщательно следить за процессом. Не только знаниями, но и общением в коллективе. Эти навыки появляются не сразу, но очень нужные.
    Я тоже когда-то была категорически против садика, но после того, как дочь пошла туда - вопрос отпал (ей понравилось, хоть и не всегда).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! А вот у меня даже вопроса не возникало, всегда считала домашнее образование лучшим вариантом. Но я сама училась дома. В начальной школе ходила в школу, а потом уже дома. Была возможность сравнить :).
      Хотя, есть такие обстоятельства, при которых я повела бы дочь в школу, потому что домашнее образование не каждой семье подойдёт по многим, иногда чисто "техническим" причинам.

      Удалить
  9. Да, тема животрепещущая. Для меня домашнее образование, безусловно, наиболее приемлемый вариант. Но пока это только в теории. Мне сложно себе представить, что будет с нами через 2-3 года ( я так точно и не знаю, со скольки лет в Израиле идут в школу:)) Жизнь, как выясняется, очень нестабильная штука. И сегодняшний её расклад может в одночасье измениться (во всяком случае, меня это не удивит).

    Юля, с удовольствием прочла твой разбор термина ОБРАЗование:) В самом деле, если образование - это создание образа, то изначально единым для всех оно быть не может. Само слово "образ" уже предполагает нечто индивидуальное, самобытное. Конечно, можно добавить приставку "- обще-", и получим общеобразовательную систему - один образ на всех. Однако душа бунтует против такой уравниловки.

    Спасибо, что подняла эту тему!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как ты здорово в корень взглянула - про общий образ! Точно: общим может быть всё, что угодно - дела, интересы, увлечения, бизнес, даже мысли и мировоззрение может быть общим, а вот образ хорошо бы иметь кажому свой.

      А про изменения внутри семьи и снаружи - это да, всё может быть. Я совсем недавно упокоилась, что в нашем городе есть практика такого обучения, нет проблем в этом смысле и не придётся своим лбом пробивать стены. Но ведь ещё год впереди, кто знает, что может произойти! Волнуюсь, конечно. Но будем настраиваться на лучшее, а проблемы решать по мере их поступления :)

      Удалить
  10. Мне тоже сложно загадывать вперед. Скорее всего - буду искать баланс между "общеобразовательной" (как хорошо подметила Наташа) системой и личной (семейной) системой ценностей. Хотя, кто знает, впереди еще несколько лет - как повернется ситуация.
    мы вот, например, хотели получить опыт детского сада. И сыну вроде хотелось, и сад нашли весьма и весьма нетрадиционный. Но судьба сказала свое нет. Причем на первые мои попытки упираться естественному ходу событий, подкинула целую серию знаков под грифом "не надо". Так что пока мы тоже на домашнем воспитании.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Замечательно, когда видишь и слышишь подобные знаки судьбы! И хватает мудрости не идти против них.
      А про школу мне тут вспомнились несколько замечательных семей, где дети ходили в школу, но она на них, кажется, не произвела какого-то разрушительного и "оболванивающего" воздействия. По крайней мере, на первый взгляд, не знаю точно, как на самом деле. Эти семьи объединяло одно: они на школу практически не обращали внимания. Вообще никакого. Жили своей интересной насыщенной и творческой жизнью, всегда были в духовном смысле вместе с детьми - разделяли их интересы, привлекали к своим, а к школьным делам детей относились легко, с юмором и довольно-таки беспечно. Как к необходимости, но не зацикливались вообще ни на чём, не возводя её в ранг чего-то безумно важного и главного, да и вообще не особо пуская её в свою жизнь. К слову, дети закончили школу отнюдь не хуже других, выбрали себе профессии, стали интересными людьми, у всех семьи, дети - всё вполне сложилось. Вот ещё вариант, кстати. :) Нестандартный, и не всегда легко реализуемый, но - вариант.

      Удалить
  11. Вопрос, конечно, непростой. Я не поклонник домашнего образования и считаю, что детский сад и школа - прежде всего социальные институты, посещение которых очень даже необходимо. Конечно, зарубежом система образования кардинально отличается, но в наших условиях школа учит учиться и работать самостоятельно и в команде, приспосабливает детей к дальнейшему обучению в ВУЗах. К тому же, домашнее образование предполагает, что родитель - замечательный педагог, сведущий во многих сферах, что не всегда соовтетствует действительности. Многие мои знакомые учителя и преподаватели, замечательные профессионалы когда речь идет о школе или университете, не могли своих детей даже к тестированию подготовить - к своему ребенку другое отношение, более требовательное, не всегда адекватное (мол как это, папа - доктор наук, а дочь не может квадратное уравнение решить).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эх, если бы школа действительно учила работать, учиться и думать! Не так это, к сожалению. Наверное, есть такие педагоги, которые изо всех сил стараются научить этому ребят, но это, скорее, исключение, а не правило. И к ВУЗу её подготовка весьма сомнительна (как раз в смысле умения работать, распределять своё время, уметь ухватывть главное в лекции без разжёвывания, уметь разбираться с организационными нюансами самостоятельно и т.д.) Чему она правда учит - это выживать. Вот тут школа вне конкуренции :)

      А домашнее обучение - каждый раз говорю, когда меня спрашивают об этом - далеко не каждой семье подойдёт. Это точно. Поэтому "за советскую власть" никогда агитировать никого не буду. От настроя и возможностей родителей зависит удача - готовы ли они с головой окунуться в эту историю, и от ребёнка - сможет ли он воспринимать маму-папу как педагогов или нет. Если бы у нас с дочкой были "противопоказания" к семейному обучению, то, конечно, пришлось бы искать какой-то другой вариант.

      В нашей семье мой опыт домашнего обучения не единственный - после меня двоюродная сестрёнка так училась, потом два племянника - мальчик уже в институте учится, девочка сейчас в 10 классе. У всех опыт более чем положительный, все довольны. Хотя причины ухода из школы были у каждого свои, родители у всех разные как по профессии, так и по мировоззрению, все живут и учатся в разных городах и, соответственно, история у каждого своя.



      Удалить
  12. Ответы
    1. Мы стараемся :) Спасибо, Юлечка,что в гости заглянула!

      Удалить
  13. А мы осенью идём в первый класс... Юля, вы такие умнички! Честно говоря, про домашнее обучение до недавнего времени не слышала даже((( И даже не знаю, есть ли у нас в городе практика такого обучения, наверное, есть. И я бы очень хотела для дочки именно такого обучения, как у вас. Но это действительно очень большой труд и нужны знания во многих областях, я не решусь на такое всё же. Кстати, спасибо за нестандартный вариант. У меня как - то возникали именно такие вот мысли, не особенно со школой заморачиваться, жить своей творческой жизнью))) Правда, насколько получится осуществление такого на практике - пока неизвестно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, у домашнего обучения есть свой "минус" - тут дело даже не только в знаниях, их можно и по ходу дела приобретать, нужно суметь так устроить свою жизнь, чтобы быть постоянно рядом с ребёнком, по крайней мере начальную школу.То есть либо мама не работает, либо работает дома, либо взрослые как-то меняются. А это не всегда возможно.
      А ещё, оказывается (для меня это было откровением, но это действительно так) есть послушные, усидчивые, покладистые дети, у которых прекрасные отношения с родителями, но при это они ну никак не воспринимают маму именно как педагога, как источник информации и знаний, мама для них авторитет только в какой-то одной плоскости - домашне-бытовой. Удивительно, но такое бывает. Наверное, при таком варианте домашнее обучение приобретает кучу лишних проблем и сопротивлений.

      Удачи будущей первокласснице! Пусть повезёт и с учительницей, и с классом. И тогда вариант "Б" сработает :))))

      Удалить
    2. Вот, это как раз наш случай. Я никогда не воспринимала маму как педагога, и она так и не смогла научить меня английскому языку. Хотя других детей мама успешно учит. Моя дочка тоже ее не воспринимает. Даже со мной она занимается серьезнее, чем с бабушкой. И хотя меня мой ребенок более менее слушает, я не рискну учить ее дома. Я такая не систематичная в занятиях мама... Поэтому чтоб была система хоть какая-то, вожу детей на развивашки. А дома мы уже от развивашек пляшем. Но детям занятия нравятся. Если бы не нравились, я бы их туда не водила. И школу хочу выбрать такую, где детям понравится учится. Очень сложно определится с этим. но до первого ученика у нас еще 2 года. думаю хорошую школу я все-таки найду.

      Удалить
    3. Дай Бог, чтобы повезло найти хорошую школу, а точнее - хорошего учителя!

      Удалить
  14. Юль, спасибо за твои мысли и за твою историю! Я за последние 2 года так часто меняла свое мнение, отдавая предпочтению то школе, то домашнему обучению. в итоге решила, что попробуем мы пойти в школу. В этом году будем посещать подготовительный класс просто ради знакомства с будущим учителями и с самой школой, а там посмотрим, что будет и как. Дашка просится в школу, ей хочется в коллектив, ей хочется учиться и ей нужна движуха :) Я пока согласилась, но решила, что если увижу, что все совсем не так хорошо, как я хочу, заберу на домашнее обучение. поживем, увидим... по мне идеальный вариант был бы, если бы в моем окружении было бы несколько мам с детками, которые разделяют мои взгляды и готовы, чтобы их дети учились вместе с Дашей дома. тогда я бы развернулась :) Но это так , мечты

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да всё само разрулится так, как дОлжно и нужно. Не сомневаюсь, что всё у вас с Дашулькой отлично будет!
      А вот я кучковаться не очень бы хотела. Есть у нас с дочкой свой ритм,"стиль", свои нюансы - и ладно. А так даже с двумя детьми придётся "среднеарифметическое" искать и больше времени на всё это тратить. А коллектив и умение в нём работать -это, ясное дело,не проблема. Будет нужно - найдём :)

      Удалить