Поиск по этому блогу

суббота, 6 июня 2015 г.

Открытый урок



- Пожалуйста, поклон! И… раз!

На меня смотрят десять пар внимательных и чуть взволнованных глаз. Непривычно серьёзны зарумянившиеся девочки, а у мальчишек на лбах появилась сосредоточенная складка.  У нас сегодня первый открытый урок, в зале родители, бабушки, дедушки. Мы занимаемся всего-то два с половиной месяца, а мне кажется, я знаю этих ребят давным-давно.  Волнуются. Ободряюще улыбаюсь им и… вдруг вижу в их взглядах саму себя «по ту сторону» зеркала. Правда, я была тогда значительно старше. 


Танец всегда был ко мне благосклонен, не знаю, правда, за какие такие заслуги. Он подарил мне встречи с удивительными учителями, а в театре – с хореографами и партнёрами. Как в киноленте вижу глаза своих педагогов, слышу их слова. 

Всегда солнечную и жизнерадостную Юлию Владимировну, которая научила оставаться самой собой – летящей птицей – даже в строгих  и жёстких рамках классики. 

Монументального и невероятно выразительного в каждом жесте Игоря Юрьевича, чьи слова - «Любое движение красиво, если оно осмысленно» - стали моим маячком в танцевальной жизни и не только в танцевальной.

Талантливую Наталью Леонардовну, которая привила вкус и смелость к экспериментам и сочинительству.

Фантастически настоящую Елену Константиновну, она заставила задуматься о том, что танец бывает честным и нечестным и дала возможность попробовать, каково это, когда по-честному…

Я мысленно благодарю своих учителей за их уроки и за сегодняшний день тоже и….
- И раз, два, три, девочки! Раз, два, три мальчики!

Дальше урок течёт по привычному руслу: разминка, руки, прыжки, вращения, растяжка, эскизы будущих танцев, творческие задания. От волнения у ребят не осталось и следа, а искренние аплодисменты родителей стали лучшей наградой. Кажется, открытый урок состоялся? Надеюсь. Будем трудиться дальше.

Но есть один участник, для которого этот открытый урок стал самым первым в жизни. Это важно.

 - Ася, ты волновалась?
- Не-е-ет!
- А вообще чем-то отличались ощущения этого урока от обычного?
 - Да! Мне казалось, что всё зависит только от меня, и если всё не сделать хорошо – всё рухнет.
- Мне кажется, это чувство называется ответственность. А оно похоже на страх?
- Не-е-ет!
- А оно мешало или помогало тебе?
- Чуть-чуть мешало: я всё время думала, как бы мне не схалявить.
- Но в целом это приятное ощущение или не очень?
- Приятное! Мамочка, а когда у нас будет следующий открытый урок?

Видимо, открытый урок, и правда, состоялся. Значит, родившемуся  коллективу пора придумать имя… Будем думать!




(Из Любви. Юлия Белка) 

26 комментариев:

  1. Поздравляю! чудесный урок, чудесные ребенкины ощущения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Ребята хорошие мне достались, будет с них толк.

      Удалить
  2. Юля, поздравляю с открытием! Хороший урок, позитивный.

    ОтветитьУдалить
  3. Надо спросить у Кати отличался ли открытый урок от обычных и чем :) а то по детям незаметно, чтобы их волновало присутствие родителей ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, бывает такое. И в последние годы всё чаще. Не знаю, в чём дело. Вернее, догадываюсь, но это уже другой разговор, долгий и занудливый :)))

      Удалить
    2. Ой, Юль! Я ведь сейчас на броневичок взгромоздюсь и начну занудно шашкой махать! :) Я попробую коротко и мягко :) Мне кажется, тут дело в модной штуке, активно продвигаемой и родителями и кружками, под названием: "Свободная Творческая Личность пришла Самовыражаться". И ведь с одной стороны всё правильно: и личность, и свободная, и творческая, и самовыражение тоже. Но что-то здесь не так, если личность не видит разницы между самовыражением у себя дома и в студии. Раньше был другой перекос: "священный трепет" перед сценой/педагогом/зрителем и элементарная ответственность часто превращались в страх и зажим, приходилось ребёнка долго расслаблять и раскрепощать. А сейчас наоборот: приходится развивать ответственность за свои творческие действия и постоянно говорить о том, что любой выход на сценическую площадку, даже в рамках какой-то пробы на занятии - за это нужно отвечать. Важно понимать, что ты там делаешь, что хочешь зрителю передать, как это получается и получается ли вообще - это уже второй вопрос, за этим мы тут и собрались. Слышала восторги от одной мамочки: "Ах, какие у них концерты! Детки такие весёлые, раскрепощённые, зрителей не боятся, такая свободная творческая атмосфера: и в носу поковыряют, и платьешки задерут - такие прелестные, такие естественные!" И речь шла не о младших детсадовцах!
      Говорю, часто говорю своим театралам, что зритель вам верит, в первые минуты он готов пойти с вами куда угодно, принять любые правила игры, очень многое простить, но если человек выходит к зрителю и у него ничего с собой нет, то это обман - как если бы мы вместо конфеты дали своему братику пустой фантик.
      В этой группе на прошлом занятии 10-тилетняя (!) девочка расплакалась оттого, что по её мнению у неё ничего не получается. Я, естественно, не садист и считаю, что дети вообще не должны плакать, но это хорошие слёзы! ( Если, конечно, их причина - не бестактность педагога, или это не привычка так привлекать к себе внимание). Значит, человек понимает, что он делает, хочет делать это лучше, значит, он достаточно самокритичен, значит, ему не всё равно. Я таких слёз за последние много лет работы не видела, а вот слёзы на тему "почему я не стою впереди (держу красный шарик, а не синий; мне не дали ответить на вопрос первой; не хочу быть лягушкой, хочу быть зайчиком) " вытираю хоть и редко, но регулярно.

      Поэтому волнению этих ребят я очень порадовалась, тем более, оно им не помешало, не парализовало - я ведь им задала примерно те же вопросы, что и Асе, когда мы на следующем занятии обсуждали открытый урок. И все без исключения занимались лучше, чем на обычном уроке - дети сами это заметили, и это действительно так.

      Удалить
    3. Юль, спасибо за то, что написала. очень интересно было почитать мнение с другой стороны. Потому , что я вижу, как Даша волнуется перед открытыми уроками и выступлением, как переживает педагог, но всегда хочется узнать,а что он думает :)

      Удалить
    4. Мне кажется, это совершенно нормально, когда есть волнение. Вот когда его нет - плохо. И по своей театральной практике знаю: даже если играешь спектакль несколько лет, всё равно волнение должно быть. Оно хорошее, приятное, праздничное, внутри всё собирается, стрункой натягивается, кажется, что даже физически видеть и слышать лучше начинаешь. А вот когда спектакль начинается - всё накопленное улетает в зал через слово, движение, волнение совершенно проходит, и остаётся радость и удовлетворение. Если волнения нет - спектакль будет плохой, проверено :) И по детям смотрю: таких ребят, чтобы на показе паника была, настоящий страх и стресс - это, действительно, проблема - у меня ещё не было, если волнуются, значит, соберутся, вспомнят всё-всё и будут работать лучше, чем на занятии (и сами получат огромное удовольствие от этого!), если волнения нет - разваливаются, отвлекаются на гостей, теряют остатки внимания, и в них самих радости нет.
      Ты знаешь, я тут подумала, что педагог может ещё волноваться по другой причине:)))) Сейчас большинство кружков платные, и это накладывает свой отпечаток на отношения родители-педагог. Педагог при каждой возможности стремится доказать, что родители платят деньги не зря, а родители с лупой смотрят - стоит ли это всё это тех денег, которые они платят. О детях порой забывают обе стороны. Пренеприятнейшая штука. Мне в этом вопросе повезло фантастически: буквально все родители в обеих группах совершенно адекватные, умные люди, заинтересованные, небезразличные, отзывчивые на все мои предложения, задания и т.д. Мы с ними многое обсуждаем, решаем сообща и, мне кажется, нам удаётся не смешивать творческое дело и финансовую сторону. А у меня есть такая особенность, что даже если родители присутствуют на уроке (разрешаю всегда!), я от них совершенно отключаюсь и просто не замечаю их реакции. Потом - конечно, поговорим обо всём, но работаю я как всегда. А вот девочка в этом же центре работает - ей родители очень мешают на уроках, она смотрит на их реакцию, как человек совестливый что-то додумывает, иногда даже дофантазирует, начинает переживать, волноваться и.т.д. Вот проблема-то!

      Удалить
  4. Как Ася красиво тянется! Пластичная девочка. И ведь вот, оказывается, какая это ответственность - быть мамой педагога. Непросто, наверно, нашим девочкам нести на себе эту роль. Надо тоже спросить у Даши, что она чувствует по этому поводу.

    А по поводу волнения перед родителями удивилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! :) Она, действительно, почувствовала вкус к движению в последнее время, раньше предпочитала всех смешить всякими нарочно несуразными па - актёрство, чтоб его :). Я не знаю, как Дашенька (а она тоже в твоей группе занимается?), но моя барышня этой ролью, по-моему, не тяготится! Приходится порой даже напоминать ей - это касается, естественно, собранности и дисциплины на уроке, а никак не результатов. А вот на открытом уроке прониклась и даже, кажется, получила удовольствие от этого ощущения - молодец. Может, конечно, я и ошибаюсь :))).

      А по поводу волнения и ответственности у ребят - это сельские дети. Из деревни (по статусу), но деревни с богатой историей и культурой, не забытыми ремёслами и традициями. То есть, они воспитаны традиционно - в уважении к старшим, в послушании родителям, в ответственности за коллектив и общее дело, большинство из них воцерковлены и т.д. Они, как и все деревенские дети, знают труд, настоящий, не понарошку, но как и любые дети радуются "часу потехи". В то же время они достаточно хорошо развиты и современны. Я, когда только начала с ними работать, пребывала просто в шоке: столько желания учиться, энергии, старания! Ловят каждое замечание, теребят на каждом уроке: "а какое будет задание на дом?" (и ведь все его делают!). Любой мой творческий посыл тут же подхватывается, развивается - мне остаётся только в нужное русло это направить. Потом, конечно, они меня успокоили и продемонстрировали, что они умеют и баловаться, и вредничать, и лениться, и уставать, и хитрить. Но всё это в рамках воспитанности и той же ответственности. И я не знаю, кто кого больше энергией заряжает - я их, или они меня.
      Вот театральная группа в городе - они немножко другие. Тоже воспитанные, способные, увлечённые, ответственные - очень хорошие дети. Но то ли в силу больших нагрузок, то ли так давит городской ритм, то ли усталость от обилия впечатлений, то ещё что-то, но часто приходится их тянуть на себе как "бегемотиков из болотика" в начале занятия, пока не раскачаются. Энергии на них тратится гораздо больше. На показы и спектакли собираются, по-хорошему волнуются, но "плюс старт" есть не у всех, бывает, что наоборот кто-то разваливается.

      Удалить
    2. Понятно.
      Да, у меня Даша тоже дочка педагога. Правда, она ходит ко мне не столько заниматься, сколько помогать мне: ведь то, чему я учу других детей, она уже давно знает. А детки порой у Даши учатся даже лучше и быстрее, чем у меня. )

      Удалить
    3. Молодчина Даша! Так держать! Ещё чуть-чуть и будете с ней чередоваться :)

      Удалить
  5. Как же мне нравится твое умение задавать вопросы, заодно обучая ребенка чувствовать и понимать себя, как это важно!!!
    Поздравляю с первым открытым уроком, новым опытом, новыми открытиями )

    ОтветитьУдалить
  6. А Настя сказала, что очень хотела бы заниматься у Юли Белки)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как мне приятно! Спасибо большое Настеньке за доверие! :)

      Удалить
  7. Юля, по себе помню, как это волнительно " открытый урок". Спасибо тебе за такую лирическую подачу) и уже пишу тебе письмо за подробностями занятий (наш клуб закрылся) ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насовсем закрылся? Жаль. Но вообще-то центров сейчас в городе ох как много - детей столько нет :) Если что - пиши.

      Удалить
  8. Замечательный пост, поздравляю с открытым уроком и с Асиными выводами;) А мне вот интересно было прочитать про движения честные и не... Эх, хотела бы я поучиться, если не танцу, то хотя бы вот такому движению в жизни

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В двух словах и не скажешь, наверное, хотя всё просто: честно - это когда красота и форма - результат осмысленного действия, а не самоцель. Вот сказанула-то! :))) Это очень интересно - и со словом работать в этом направлении, и с движением.

      Удалить
  9. Ой как я Вас понимаю! Сама переживала и даже плакала на вот таком открытом уроке и затем уже на выступлениях дочери.
    Поставила, Ваш пост на happy Monday!

    ОтветитьУдалить
  10. Прочитала и пост, и все комментарии на одном дыхании. Так все интересно. У нас пока все только начинается, на открытых уроках я была, и на выступлениях тоже. Но судить тут пока можно только о моем волнении.

    Что касается "быть дочерью педагога", которой я как раз и была, могу поделиться личным опытом: это было для меня серьезной ответственностью, иногда чрезмерной, как мне сейчас кажется. И правда, казалось, если напортачу что-нибудь, то мир рухнет. Не то, чтобы я совсем умирала, вовсе нет, так как роль отличницы и девочки-везде-и-всюду-молодец тоже имеет свои большие плюсы. Тем не менее могла бы быть и более расслабленной.

    А насчет ответственности перед сценой, мне тоже не нравится этот перекос насчет "Свободной Творческой Личности пришедшей Самовыражаться". Я вообще не понимаю, как можно выйти на сцену без всякого волнения перед зрителем. И зачем тогда вообще выходить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и для меня это удивительно. И волнение, и усталость - это здорово! А иначе зачем всё это? Задумалась на счёт ощущений "педагогического ребёнка" - буду повнимательнее к своему дитю, тем более оно у меня свои эмоции не всегда спешит демонстрировать. Спасибо большое!

      Удалить