- В5!
- Мимо! А10!
- Убил! Молодец, однопалубник обнаружила. Срочная
телефонограмма командующему флотилией: доложите обстановку. Сколько кораблей
противника поражено? А сколько ещё осталось?
Это я по привычке спрашиваю. С помощью морского боя – то есть регулярных «звонков»
командования и частых вопросов сочувствующих и болеющих за внучку домочадцев - в
своё время дочка легко и без проблем освоила состав числа 10. Необходимое
умение для любых математических манипуляций.
Я не большой любитель «специальных» развивающих игр и совсем
не люблю превращать в забаву знания. В определённом смысле любая игра – это
развитие, а знания, я считаю, совершенно ни к чему заворачивать в шоколадную обёртку, они
сами по себе очень интересны, когда они живые, и в них есть потребность. Я
почему-то очень смущаюсь и испытываю неловкость, если затеваю какие-то игры с
образовательным «подвохом», когда вроде как играешь, но непременно нужно что-то
сосчитать, сложить, рассортировать и найти лишнее. Что-то надуманное и
искусственное мне в этом мерещится. Видимо, мой настрой всегда передавался дочке, потому
что она эти подвохи ловила с детства, и не
испытывала жгучего желания помогать абстрактному ёжику собирать грибы или
цыплёнку строить башню из кубиков на 3 кубика выше, чем у утёнка. Я её понимаю.
С трудом верится, что ёжику и цыплёнку эта помощь и правда нужна и важна. А вот
считать настоящие тарелки к обеду – пожалуйста. Или
вымыть нужное количество яблок, чтобы каждый съел по две штуки, или
разделить поровну пирог. Это всегда было интересно, потому что задания эти настоящие, из жизни. И сейчас игра-«бродилка» с
математическим уклоном лежит без дела, а квитанции со счетами за квартиру
вызывают живейший интерес. А домашние заготовки с расчетами сахара/соли/уксуса?
А стройка? Это же просто живой учебник
алгебры и геометрии! Сложноватый пока, но от этого не менее интересный.
Как было бы хорошо, чтобы все уроки – математики и не только
– получались бы «из жизни», а не были бы предложены ребёнку специально! Но,
видимо, придётся в один прекрасный момент получать знания «про запас». Не
хочется их называть ненужными (хотя, и такие тоже есть), скажем так: невостребованные
в данный период времени. Ой, как хочется, чтобы этот момент вообще не настал или
же наступил как можно позже!...
- Мама! Ж9!
- Мимо! Извини, задумалась. К4!
Ладно, не будем пока о грустном. Вот, кстати, в морском бое
маленькая «педагогическая хитрость» оказалась уместной и органичной – ведь
всегда самому интересно знать, сколько кораблей противника осталось разгромить. Вот и «звонит»
главнокомандующий командиру флотилии.
Есть у нас ещё одна игра на эту тему – счёта до 10-ти. К слову, «специальная», исключительно
учебная, но почему-то приятная сердцу. То ли потому, что родилась сама собой,
случайно, то ли потому что 10 камешков для неё были расписаны самостоятельно и
совместно акриловыми красками в один из дождливых дней, то ли ещё по какой-то
причине.
Но, как бы там ни было, несмотря на то, что в плане учёбы эта
игра для нас уже не актуальна, мы иногда с удовольствием в неё играем. А тем,
кто сейчас как раз учится складывать и вычитать в пределах десятка, она может
пригодиться. Вот она:
Игра "10 камешков"
На столе 10 небольших камешков. Ребёнок закрывает глаза, мама
берёт несколько камешков. Теперь мама закрывает глаза, а ребёнок берёт
несколько из оставшихся. Теперь нужно угадать – сколько же камешков в руке у соседа. Это потом, с опытом придёт умение с
первого взгляда понять, сколько камешков взяла мама, а поначалу нужно будет и
прибавить, и вычесть. Когда станет совсем легко, количество камешков можно
увеличить до двадцати.
-К4!
-Ранил.
-К5!
-Ранил.
-К6! (в предвкушении)
- А вот мимо!
И почему-то от этого очень смешно всем.
(Из Любви. Юлия Белка)
Юля... так так понятно!!!
ОтветитьУдалитьДа, Светик! :)
УдалитьКак ты хорошо про тарелки и про заготовки. Очень близко и знакомо. Мне кажется на развитие с хитростью все дети так реагируют, ну кроме совсем уж "заученых." :) А вот про морской бой я совсем забыла, надо бы сына познакомить. Ух как мы резались в эту игру длинными вечерами на даче :)
ОтветитьУдалитьМне тоже так кажется :) А морской бой мы обожаем! :) Ещё из любимчиков "словодел" (в наше детство это называлось "эрудит" и нарды :)
УдалитьНе всегда получается без "хитрости", но очень согласна: меня всегда преследует желание с детками всё в "реальном потоке" попробовать. :)
ОтветитьУдалитьВот только что чуть ниже в комментарии привела пример со школой Щетинина - выходит, что возможно и без хитростей! Но требует такая история постоянного совместного со-бытия с ребёнком. А это не для каждой семьи подходит.
УдалитьНе имею ничего ни против специальных игр=заданий, ни против живых примеров из жизни. Полезно и зачастую приятно и то, и то. Бывает, конечно, что что-то не нравится маме или ребенку, ну, так можно и замену найти))) А морской бой мы со старшим сыном тоже любим! Игра - супер! И польза, и веселье, и все непринужденно)))
ОтветитьУдалитьДа я тоже не против игр, занятий и заданий как таковых - против подмены живого искуственным,против "забивания" головы лишними вещами и против развлекухи по поводу и без :) Только и всего. А морской бой - это да,"сила"! :)))
УдалитьДа, развивалки из практической жизни - самые лучшие, но не всегда и не всякому ребенку будет интересно разглядывать счета за коммунальные услуги, тут уж вы своеобразное исключение))) А игру с камушками можно попробовать адаптировать к работе в детском саду, хотя она требует немного более индивидуального подхода.
ОтветитьУдалитьТут с вами не соглашусь! Не разглядывать, а считать вместе мамой - в этом суть. Здесь есть смысл, польза, необходимость. Это - настоящее, и, следовательно, важное, в отличие от искуственно придуманных задач. Жизнь всегда притягательнее, чем её суррогат. Хотя, наверное, дело привычки: если ребёнка с рождения пичкать карточками и пособиями, не давая больше ничего, то, может быть, для него это и будет настоящей жизнью. Возможно. В этом смысле для меня очень показательна школа Щетинина - никто там детей игровыми занятиями не развлекает, там нет "пустой" информации - во всём есть смысл, жизненность и важность. Дети минимум времени проводят за столом и максимум разнообразнейших знаний получают на практике, они учатся друг у друга - и это ответвенность, а не проформа. Есть, конечно, в этой школе огромный минус - удалённость от семьи, дети там живут постоянно, поэтому никогда бы своего ребёнка туда не отправила. Но создать дома подобную образовательную среду вполне возможно.Её даже и создавать не нужно - она и так есть вокруг нас на самом деле.
УдалитьЯ себя обычно корю за то, что мало провожу специальных занятий с дочей, но с другой стороны, как вы и сказали, занятия из жизни куда интереснее... Мы постоянно с ней считаем что-нибудь на улице, разглядываем буквы не на купленном детском планшетике (хотя в него тоже иногда играет), куда интереснее разглядывать буквы во взрослых книгах (почему то особенно нравится Фрэнсис Скотт Фицджеральд.... и это в два года-то)))))) или мамины журналы... так интересно представлять, что сама читаешь эти не детские книжки и вот сидит она (доча) и водит пальчиком по буквам и что-то говорит на своем, пускай еще не понятном мне языке..... а еще обожаем считать монетки - я специально намыла для нее с десяток.... спасибо, Юлия, за эти строки!
ОтветитьУдалитьУх ты! Вот это читатель растёт! То ли ещё будет через пару-тройку лет :) Молодцы вы!
УдалитьМоя доча тоже норовит во взрослые книги нос сунуть.Правда, она уже читает, поэтому возникает та-а-а-акая куча вопросов после прочтения пары строчек Лема или Стругацких, что я даже иногда теряюсь и не знаю, с какой стороны подступиться к ответам:)))
А чем старше дети становятся, тем сложнее завернуть знания в игровую обертку :) Например, 6 с половиной лет - это возраст подготовки к школе (а многие уже и школьники). Тут уже приходится говорить, что вот это - наши с тобой занятия, и нам нужно вот это посчитать, это прочитать, а вот это написать, чтобы стать умнее, чтобы лучше получалось, чтобы в школе было легче. Уж лучше по-честному, если игровая форма выходит натужно и нелегко.
ОтветитьУдалитьА вот с малышами все просто - они впитывают все в себя, даже особенно стараться не нужно. Знай подсовывай время от времени какие-нибудь игрушки, картинки. Полуторагодовалая дочка, например, фанатка карточек с картинками - на любую тему, все рассматривает и повторяет (в меру способностей, конечно)
У каждого свой путь. Я очень осторожно отношусь к игровой обёртке в любом возрасте. Слишком часто она становится самоцелью - и тогда теряется и уводится в сторону мысль ребёнка - или средством для развлечения, потому что иначе ску-у-учно. А вопрос почему скучно остаётся без ответа и "замыливается" игровым моментом. Поэтому игру - люблю и уважаю, игровую обёртку - нет :)
УдалитьЮль, а мне наоборот нравится придумывать "хитрости" :) я без этого уже не могу, да и Дашка постоянно просит ей что-нибудь придумать или сама придумывает. сегодня, например, целый сценарий она сама написала :)
ОтветитьУдалить:) Молодец Даша! Вырастет и придумает хорошие образовательные программы, по которым будут дети в школах учиться. Глядишь, что-то в школьной системе поменяется. :) Маш, я думаю, что у каждого свой "стиль", и если он хорош для конкретного ребёнка, то и здорово..Видимо, тебе удаётся не переходить границу занятия с выдумкой и развлечения ради развлечения, и твои придумки не отвлекают от сути, а наоборот, раскрывают её ещё больше.
УдалитьЮлия, давненько я не заглядывала к Вам в гости! Честно говорю: очень скучала, но времени было совсем в обрез (((. А сейчас вот зашла и снова получила удовольствие )))
ОтветитьУдалитьСогласна с Вами по поводу "игровой обёртки": очень часто она "не срабатывает", и не облегчает детям получение знаний, потому что нередко игровые приёмы "притянуты за уши" и не дают ответа на вопрос "ЗАЧЕМ это им (детям) нужно?". Не так давно разговаривала с мамой 6-летней девочки. Мама жаловалась, что дочь не умеет считать и никак не хочет этому учиться, отказывается заниматься, хотя задания ей стараются предлагать в игровой форме. На вопрос, как именно она облекает счёт в игру, она сказала, что предлагает сосчитать окошки в домиках, пуговки на одежде и т.д. ((( Маме и в голову не пришло задаться вопросом: а вот оно надо её дочери - считать, сколько окон в домах и для чего ей это? Ну, узнает она, что в доме, скажем, 3 окна, ну, и что из этого? А вот если бы девочке надо было, например, сделать 5 шагов в игре, чтобы приблизиться к выигрышу, это бы куда более сильная мотивация была )
К сожалению, по моим наблюдениям, довольно много родителей используют игровые приёмы именно такого рода, как эта мама. Не знают просто, как можно по-другому.
P.S. "Морской бой" мы тоже любим! Очень захватывающая игра, и развивающий потенциал - огромный!
Здравствуйте, Елена! Я очень Вам рада! Спасибо, что заглянули. Какая Вы молодец - раз! - и всё сформулировали точненько! :) Виртуозно :) Совершенно согласна!
УдалитьА есть ещё такой момент с играми, когда игра увлекает детей, оказывается по-своему полезной, но... совсем не там, где хотелось бы. Пример: веду с малышами театральные занятия, речевой тренинг - дыхательная разминка. Уражнение, для того, чтобы оно принесло пользу, нужно выполнить точно. Если начнаешь всё делать через игру и сказку (вроде как дети маленькие!), восторг, конечно, полный, они увлекаются,что-то придумывают на ходу, стараются "переплюнуть" в оригинальности друг друга, но о точном выполнении, а иногда и о самом упражнении, можно забыть! Для себя пока нашла такой выход: просто вскользь давать ассоциацию : "будто ёжик фыркает", "похоже на большую уставшую лошадь" и т.д. Чтобы история была живой, в воображении рисовалась картинка, но полного погружения не было.:) И заниматься делом.
А у нас "хитрости" тоже нечасто бывают, потому что у меня работа много времени отнимает. Но радует, что ребенок хорошо воспринимает чистые знания, без "шоколадной обертки". Хотя играть конечно, тоже очень любит.
ОтветитьУдалитьМне кажется, вам всякие хитрости просто ни к чему - Рита у тебя сто-о-о-олько занимается разнообразным творчеством, как мало кто из ребят её возраста. Поэтому найти в самом "скучном" занятии изюминку, оживить его для себя, внести какую-то творческую нотку, и при этом не уходить от дела, думаю, она уже вполне может сама. И, может быть, поэтому и чистые знания хорошо воспринимает - её развлекать не нужно, как и любого творческого человека.
УдалитьПервый раз у Вас в гостях, интересно читать!
ОтветитьУдалитьЯ тоже грешу попытками обертывать знания в игру, но теперь четвертый пошел в школу, и пятый уже знает, что для игры на планшете, например, надо "сделать задания", все как у взрослых, поэтому занятия можно отделить от просто веселой бесилки. Но мне кажется, что для четырехлетки все-таки интереснее искать для белочки дорогу к орешку, чем просто проводить линию в лабиринте, и хорошо, когда можно для изучения нового придумать игровую форму.
Лада, я рада видеть вас у себя в гостях! Правда, на комментарии не всегда отвечаю оперативно. :) Я не против игры! Форма,в которой можно получать знания, на самом деле особого значения не имеет, да вообще никакого не имеет - она может быть совершенно любой. Но на мой взгляд важно этой формой не увлекаться - знания должны быть нужными,более того - НЕОБХОДИМЫМИ человеку именно в данный момент. Тогда они будут живыми, интересными и не бесполезными. А игра ради игры, только для того, чтобы дитё не заскучало - это, мне кажется, уводит от сути. Вот что ему на самом деле интересно - само маленькое открытие или развлечение? Не всегда это понятно. Скучно - значит, нет необходимости именно сейчас в этом знании, либо этой необходимости не видно, значит, нужно помочь ребёнку её увидеть - проявить её, удивить. Удивить, а не развлечь! Конечно, рассуждать об этом "в идеале" несложно, а когда посмотришь на школьную программу средних и старших классов, то вдохновлять и удивлять становится всё сложнее, потому что действительно много пустого, лишнего и ненужного. Но ничего, будем стремиться ! :)
УдалитьА картонная абстрактная белочка и меня тоже не вдохновляет, и дочку. Живая - другое дело :). Когда она почувствовала вкус к лабиринтам (был период увлечения),ей было совершенно всё равно ёжики там.белочки или вообще ничего - смак был в самом действе. Она называла эту игру "идём-идём":)
Моей внучке тоже не интересно просто считать котят, грибы и т.п., а вот в игре, в соревновании что-то посчитать - другое дело
ОтветитьУдалитьМожно назвать это как угодно - игра или не игра, главное, мне кажется, ставить перед ребёнком открытые задачи - имеющие много решений, жизненные, настоящие и учить решать их. Вот это, я думаю, действительно важно. А способ - у каждого свой.
Удалить