Поиск по этому блогу

воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Тётя не Мотя



«Приве-е-е-ет!» - лавина эмоций, объятий, поцелуев несётся на меня и выплёскивается из междугороднего автобуса вместе с моей однокурсницей. Мы не виделись лет 15, наверное. Рядом с ней сын – большой парень уже, немногим старше моей дочки. 
- Привет! Меня зовут тётя Юля.
- Да какая тётя! Юлька, ты что! Какие наши годы! Юля, просто Юля!!! – ликует однокурсница. Радость встречи волной смывает этот эпизод, а буквально на следующее утро жизнь возвращает меня к непройденному уроку:



- Сейчас придёт Лена, и начнёте заниматься, - вполголоса говорит мама чуть расшалившейся малышке в раздевалке танцевальной школы. Кто же такая эта Лена? Подружка, наверное? Нет, это, оказывается, преподавательница.

- Наташа-а-а-а! Привет! – летит вдоль проспекта детский звонкий голосок, а в ответ молодая женщина, мама садиковского приятеля, приветливо машет рукой пятилетней девочке.

- Таня! - просто представляется моей дочери мама её подружки.

-Ой, не люблю, когда меня тётей называют! Как на рынке. Тётя-Мотя какая-то! – морщит нос взрослая, в общем-то, уже женщина.

До этого момента я даже не задумывалась никогда на эту тему, а тут стало интересно. За что же тётю так невзлюбили? Тётя – это ведь сестра мамы! А если вспомнить, что все мы на этой Земле сёстры и братья, то обращение «тётя» из уст знакомого ребёнка наполняется особым смыслом. Тётя – мамина сестра, пусть не кровная, пусть духовная. Она, конечно, никогда не заменит маму, но в определённой ситуации на неё можно положиться. Почти как на маму. Тётя – это тебе не какая-то там «просто Юля», тётя – это надёжно! А ещё я вспомнила какой нежностью отзывается в сердце обращение моих подружек к моей маме: «тётя Ира».  Не официальное «Ирина Сергеевна» и не панибратское «Ирина», а тёплое и доверительное – тётя Ира. И сама я очень люблю так называть мам своих подруг: тётя Люда, тётя Люба… Что-то в этом есть родное, домашнее, тёплое. И совсем не старит это женщину, ничуть!

Поэтому с большим удовольствием и со всей ответственностью я теперь представляюсь знакомым детям: тётя Юля.

А ещё я очень люблю своё отчество. От этого мне иногда бывает очень неловко: мода диктует совсем иное, всё чаще люди представляются просто по имени, иногда эти люди старше меня. Но я всё равно люблю своё отчество. Я не хочу подчеркнуть этим свой возраст, какое-то превосходство или дать 5 копеек форы своему авторитету. Нет! Просто я очень люблю своего папу и горда быть его дочерью, вот и всё. А ещё моё отчество – это своеобразный знак качества. Значит, то, что я делаю - осознано, осмысленно, достойно. Значит, мои дела и поступки не стыдно прилюдно подписать папиным именем. Поэтому, да – Юлия Геннадьевна! Или, как говорят мои малыши: «Юная Геннадьевна» или даже: «Юлия Негадина».

А к чему это я? Да не знаю. Просто хочу поздравить всех с Днём Матери. Мамочки и тёти, бабушки и сестрёнки! С праздником!


(Из Любви. Тётя Юля Белка)

10 комментариев:

  1. Никогда не задумывалась о положительной стороне "звания" тетя )) здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У каждой медали есть 2 стороны! У медали по имени "тётя" - тоже! :) Это замечательно!

      Удалить
  2. В 20 лет я работала в училище, и конечно, меня называли Светлана Анатольевна. С тех пор не люблю, когда меня называют по имени-отчеству. Хотя умом понимаю, пора уже. Ну действительно, обращается ко мне сотрудник, возраста моего сына. А я ему - "Светлана". Ему же не удобно так ко мне обращаться. Хотя в последнее время другой перекос пошёл. Работники моего возраста кричат мне "Анатольевна". Раньше не задумывалась, может и правда это потому, что хочется "оставаться молодой"
    А вот все племянники и друзья детей называют меня тетя Света, мне нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я помню, как первый раз услышала по отношению к себе слово "женщина" - очень удивилась:)))) Просто я достаточно миниатюрна и выгляжу младше своих лет - вот всю жизнь "девочка" да "девушка". А однажды, дочка маленькая была, гуляю с колясочкой и слышу: "женщина, вы перчатку обронили!" Первая мысль - это мне что ли? И как-то удивительно стало. А потом подумала - ну а как обратиться к барышне с детской коляской? :))) Но никаких отрицательных эмоций от нового "статуса" не было, только удивление в первую минуту. А "Анатольевна" - это здорово, значит, уважают люди! :))))))

      Удалить
  3. Юлия Геннадьевна, какой чудесный тетин пост)! Мы тоже тети, хотя я и и не всегда так представляюсь. Малышам - да, а подросткам - могу и просто Аней. А вообще к слову тетя отношусь нормально, не считаю это показателем возраста, может потому что стала тетей в 7 лет?))) Что касается отчества, то я не очень люблю, такое обращение, наверное, потому что это несет некоторый официоз, которого хочется (не всегда) избежать. Но часто это очень даже уместно. Как правило, я предпочитаю обращение на Вы и без отчества, при более близком знакомстве - на "ты". Чужие дети на Вы, маленькие и свои - на ты и с тетей))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))))))))))) ах, тётя Аня! :))))))) Согласна, что отчество не всегда уместно и иногда звучит излишне официально, но тут, скорее, у меня в голове была педагогическая ипостась, поэтому чуть однобоко вышло. И на "ты" тоже легко перехожу, но, в принципе, могу и не переходить, если большой душевной потребности нет. Конечно, многое зависит от конкретной ситуации. Но вот активный женский протест против "тёти" меня очень занимает. Из чего он родился?....

      Удалить
    2. Юля, даже не знаю, наверное, как и с любым словом, срабатывают переносы и стереотипы. Например, "тетка" - сразу какой-то негативный образ. Или "тетушка" - мягкая и добрая, но пожилая. Это у меня. А у кого-то именно "тетя" может вызывать отрицательные эмоции. Еще одно тетя = женщина. Просто женщина - для взрослых, а тетя для детей. А последнее время тенденция задерживаться в девушках))). Скажу честно, сама не очень люблю, когда меня окликают "женщина", это при моей лояльности по отношению к взрослению и достаточному спокойствию. Не знаю, чем уж это вызвано, может не могу своего внутреннего ребенка смирить с этим словом))), хотя это глупо), так что не обижаюсь ни на кого. В самом деле - почему не женщина? У меня трое детей и возраст перевалил за 30, не по статусу мне быть девушкой))))). Мне немного не комфортно, если взрослые "дети" 16-20 лет обращаются ко мне "тетя". Наверное, потому что я не доросла еще, свои-то дети еще не в том возрасте.

      Удалить
    3. Кстати, верно: на процесс всяких внутренних возрастных изменений в женщине влияет не только характер, жизненная ситуация и т.д., но и элементарно возраст своих детей! И про желание задержаться в девушках - всё так. Где-то читала печальную статистику, что за последние несколько лет в разы увеличилось количество женщин старше 40, ставших матерью впервые. И почти совсем перестали рожать до 25 лет.

      Удалить
  4. А я другое противоречие сейчас наблюдаю: одну бабушку (мою маму) дети называют по имени - Лариса и они такая довольная, что чаще зовут не бабушка, а Лариса, её это смешит и "молодится" )) а свекровь каждый раз их исправляет, что она не Люда, а "бабушка" и не хочет быть какой-то там Людой, а ей хочется быть бабушкой :))) В общем тоже интересно понять в чем суть их восприятия :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно! Такое тоже замечала. Наверное, переход в статус бабушки - это тоже, своего рода, "стресс", с которым надо справиться и привыкнуть к своему новому качеству :))))))))))

      Удалить