«Каждому овощу – своё время» - мудрая пословица. Вдвойне
мудрая, если речь идёт о детях и их развитии. Очень мам волнует такой,
бесспорно полезный и необходимый, детский навык как чтение. Как хочется научить
своего малыша читать пораньше! Оглядываюсь на знакомых вокруг – кто-то «читает»
с пелёнок по Доману, кто-то крутит-вертит шумные кубики Зайцева, как только
ручки уже достаточно окрепнут, чтобы удержать эти кубики. И невольно задаю сама
себе вопрос: а надо ли так спешить? А точнее даже не так: любому ли ребёнку
необходимы такие ранние чтецкие экзерсисы? Нет, далеко не каждому. Даже
повредить могут. Но это я так, мысли вслух. Я не хочу спорить на эту тему, тем
более спор получится странным: и я сама, и моя дочь достаточно рано освоили это
дело.
Речь пойдёт сегодня снова о наших играх. Думаю, что они
могут быть интересны не только нам, а и другим ребятишкам, в каком бы возрасте,
и каким бы способом ребёнок ни научился читать. В какие-то из них мы играли давно,
а в некоторые продолжаем играть с удовольствием и сейчас. Только одно условие: учиться
читать будем в школе сыщиков и следопытов – там гораздо интереснее.
Буквы из всего вокруг. Актуально, когда малыш только
знакомится с буквами. Ищем их вместе везде: в кленовых «носиках» и осиновых
листьях, в причудливой веточке и даже в облаках. Это очень весело, к тому же
развивает ещё и фантазию и наблюдательность. Потом можно видоизменить игру:
попробовать самим изобразить буквы из какого-то подручного материала. Счётные
палочки? Замечательно! Но чем материал будет разнообразней, тем интересней:
цветы, листья, шишки, ветки, песчинки – всё пойдёт в дело. Можно даже писать
целые слова и даже предложения, догадаются только «свои»!
Тайнопись. Зашифруем сообщение с помощью тайных знаков.
Каждый значок – какая-то буква. Вписываем их в пустые клеточки и читаем
послание!
Тайный шифр. Ещё один вариант шифровки. Его разгадать
можно только с помощью ключа, конечно, пока самого простого. Из целой кучи букв
вдруг получились такие знакомые слова - чудеса!
Чуть-чуть усложним задачу. После прочтения слов можно
предложить малышу придумать предложение с каждым из них. А потом целую историю,
но такую, чтобы в ней было произнесено каждое слово. А потом можно эту историю
нарисовать, а потом сыграть, а потом… мамина фантазия подскажет!
Ещё идейки… Если сыщики не входят в число ребёнкиных
интересов, можно поиграть во что-то другое. Когда дочка буквы (вернее, звуки –
я её учила именно так, чтобы потом, минуя слоги сразу читать слитно) выучила
хорошо, мы с удовольствием играли с кассой букв. Например, так. У какой-то из
букв День Рождения, остальные приходят к ней в гости, здороваются, берутся за
ручки (вот и слог уже получился), садятся пить чай, фотографируются. Каждый раз
получаются разные комбинации слогов, слов – маме нужно проявить смекалку в
подборе «гостей». Или буквы водят хоровод вокруг именинницы. Или они танцуют
танец полонез, каждый раз перестраиваясь в парах, тройках и четвёрках. И опять
полный простор для творчества.
А! Вот ещё, чуть не
забыла. Не уверена в необходимости этой игры, но польза от неё, думаю, есть, к
тому же дочке она доставляла большой восторг. На всякий случай и о ней
расскажу: нужно выстроить буквы в ряд в произвольном порядке и с упоением
читать абракадабру, которая получилась. Чем она «абракадабристей», тем смешнее.
Если у юных следопытов от шифровок и таинственных писем
поломаются копья, то есть карандаши – не беда, наточим! А в качестве творческой
минутки, можно сотворить вот такой букетик из карандашных стружек. Весёлых вам
уроков и лёгкого чтения!
Занятное занятие для маленьких сыщиков получилось! Скоро у сынули день рождения, возьму вашу шифровку на заметку, если вы не против, конечно...
ОтветитьУдалитьБукет из стружек очень оригинален! Спасибо за идеи.
:) Только рада буду, если сынуле понравится! Если ребята на дне рождения будут постарше, чем совсем начинающие "читари", можно ключ сделать посложнее: не оставлять окошки для целых слов, а для буквы-двух-трёх, чтобы ребята сами составили слова и предложения. И цветочки можно сделать гораздо аккуратнее: стебель ниточками зелёными обмотать, листочки приделать, вазу приличную сделать :) Вам спасибо за внимание!
УдалитьУх ты какие здоровские идейки! *поставила зарубочку*
ОтветитьУдалитьА во сколько лет уже нужно учить ребенка буквам и азбуке а так же чтению, или это все индивидуально?
Спасибо! :) Мне кажется, что дело это индивидуальное. И главный критерий, думаю, это удовольствие, с которым ребёнок занимается. Не радостно ему пока - значит, рановато. А пробовать можно когда угодно. Воспринимать и запоминать очень многое ребёнок способен с рождения (на этом методика Домана основана. Младенцу показывают карточки со словами и он, не умея говорить, уже вроде как "читает"). Примерно так же, с помощью карточек, малышастиков обучают и математике, и остальным премудростям. Лично меня эти карточки очень смущают. Да, ребёнок способен запомнить, не спорю, но воспринимает он листок картона, как ни крути. А в слове, помимо формы есть и смысловая, и энергетическая, и эмоциональная составляющая, а карточки позволяют осмыслить только "тело" слова. А в таком нежном возрасте лучше изучать всё живое - листья и любимую собаку, мох на дереве и теплоту солнечного луча, мамины волосы и запах цветов. А всякие умения - это так, походя. Но это моё мнение.:)
УдалитьИнтересно, но с тайным шрифтом нам пока рановато. А историю со словами из изученных букв мы придумывали - это и правда очень увлекательное занятие. :)
ОтветитьУдалитьСегодня рановато, а завтра в самый раз - детки растут, как грибочки после дождя ;) Рада видеть вас в гостях!
УдалитьЗамечательная игра!
ОтветитьУдалитьДети любят все необычное - поиграть в сыщиков куда как более интересно, чем просто с мамой в слова:) отличная идея!
Спасибо! С игрой - да, всегда легче и интересней всё получается. Только иногда игра настолько увлекает, что маме стоит большой фантазии не упустить суть занятия:)
УдалитьОчень интересные игры, во многие мы уже играли (после Домана ;) ). но есть идейки, которые хочется сохранить на память и воспользоваться ими. Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень рада, если что-то пригодится или натолкнёт на какую-то свою идею! У Вас тоже подглядываю не стесняясь:)
УдалитьОчень интересно, люблю все увлекательное. Но самый большой восторг вызвала абракадабра - тут же тоже все так непредсказуемо!!! Спасибо!
ОтветитьУдалитьВот и дочке моей очень нравится! :) Мне кажется, что и толк какой-то от этой забавы тоже есть. Хотя радость - это уже здорово:)
УдалитьМы с дочкой буквы уже давно выучили и после этого она потеряла интерес к дальнейшему обучения. Я пока не настаиваю, время есть. А Ваши идеи просто потрясающие. Буду понемногу предлагать снова.
ОтветитьУдалитьВот очень часто такая штука случается! Слышала не раз, что у малышей в какой-то момент пропадает интерес. С дочкой стараюсь делать вид, что мы вообще и не занимаемся вовсе:), чтобы не спугнуть. Ну, и не зацикливаюсь на занятиях, Вы правы: время ещё есть. Удачи Вам!
Удалить