Поиск по этому блогу

пятница, 12 октября 2012 г.

Уроки чтения для настоящих сыщиков и следопытов


«Каждому овощу – своё время» - мудрая пословица. Вдвойне мудрая, если речь идёт о детях и их развитии. Очень мам волнует такой, бесспорно полезный и необходимый, детский навык как чтение. Как хочется научить своего малыша читать пораньше! Оглядываюсь на знакомых вокруг – кто-то «читает» с пелёнок по Доману, кто-то крутит-вертит шумные кубики Зайцева, как только ручки уже достаточно окрепнут, чтобы удержать эти кубики. И невольно задаю сама себе вопрос: а надо ли так спешить? А точнее даже не так: любому ли ребёнку необходимы такие ранние чтецкие экзерсисы? Нет, далеко не каждому. Даже повредить могут. Но это я так, мысли вслух. Я не хочу спорить на эту тему, тем более спор получится странным: и я сама, и моя дочь достаточно рано освоили это дело.

Речь пойдёт сегодня снова о наших играх. Думаю, что они могут быть интересны не только нам, а и другим ребятишкам, в каком бы возрасте, и каким бы способом ребёнок ни научился читать. В какие-то из них мы играли давно, а в некоторые продолжаем играть с удовольствием и сейчас. Только одно условие: учиться читать будем в школе сыщиков и следопытов – там гораздо интереснее.
 



Буквы из всего вокруг. Актуально, когда малыш только знакомится с буквами. Ищем их вместе везде: в кленовых «носиках» и осиновых листьях, в причудливой веточке и даже в облаках. Это очень весело, к тому же развивает ещё и фантазию и наблюдательность. Потом можно видоизменить игру: попробовать самим изобразить буквы из какого-то подручного материала. Счётные палочки? Замечательно! Но чем материал будет разнообразней, тем интересней: цветы, листья, шишки, ветки, песчинки – всё пойдёт в дело. Можно даже писать целые слова и даже предложения, догадаются только «свои»!


 Тайнопись. Зашифруем сообщение с помощью тайных знаков. Каждый значок – какая-то буква. Вписываем их в пустые клеточки и читаем послание!














Тайный шифр. Ещё один вариант шифровки. Его разгадать можно только с помощью ключа, конечно, пока самого простого. Из целой кучи букв вдруг получились такие знакомые слова - чудеса!















Чуть-чуть усложним задачу. После прочтения слов можно предложить малышу придумать предложение с каждым из них. А потом целую историю, но такую, чтобы в ней было произнесено каждое слово. А потом можно эту историю нарисовать, а потом сыграть, а потом… мамина фантазия подскажет!






Ещё идейки… Если сыщики не входят в число ребёнкиных интересов, можно поиграть во что-то другое. Когда дочка буквы (вернее, звуки – я её учила именно так, чтобы потом, минуя слоги сразу читать слитно) выучила хорошо, мы с удовольствием играли с кассой букв. Например, так. У какой-то из букв День Рождения, остальные приходят к ней в гости, здороваются, берутся за ручки (вот и слог уже получился), садятся пить чай, фотографируются. Каждый раз получаются разные комбинации слогов, слов – маме нужно проявить смекалку в подборе «гостей». Или буквы водят хоровод вокруг именинницы. Или они танцуют танец полонез, каждый раз перестраиваясь в парах, тройках и четвёрках. И опять полный простор для творчества.

А!  Вот ещё, чуть не забыла. Не уверена в необходимости этой игры, но польза от неё, думаю, есть, к тому же дочке она доставляла большой восторг. На всякий случай и о ней расскажу: нужно выстроить буквы в ряд в произвольном порядке и с упоением читать абракадабру, которая получилась. Чем она «абракадабристей», тем смешнее.


Если у юных следопытов от шифровок и таинственных писем поломаются копья, то есть карандаши – не беда, наточим! А в качестве творческой минутки, можно сотворить вот такой букетик из карандашных стружек. Весёлых вам уроков и лёгкого чтения!

14 комментариев:

  1. Занятное занятие для маленьких сыщиков получилось! Скоро у сынули день рождения, возьму вашу шифровку на заметку, если вы не против, конечно...
    Букет из стружек очень оригинален! Спасибо за идеи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) Только рада буду, если сынуле понравится! Если ребята на дне рождения будут постарше, чем совсем начинающие "читари", можно ключ сделать посложнее: не оставлять окошки для целых слов, а для буквы-двух-трёх, чтобы ребята сами составили слова и предложения. И цветочки можно сделать гораздо аккуратнее: стебель ниточками зелёными обмотать, листочки приделать, вазу приличную сделать :) Вам спасибо за внимание!

      Удалить
  2. Ух ты какие здоровские идейки! *поставила зарубочку*
    А во сколько лет уже нужно учить ребенка буквам и азбуке а так же чтению, или это все индивидуально?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! :) Мне кажется, что дело это индивидуальное. И главный критерий, думаю, это удовольствие, с которым ребёнок занимается. Не радостно ему пока - значит, рановато. А пробовать можно когда угодно. Воспринимать и запоминать очень многое ребёнок способен с рождения (на этом методика Домана основана. Младенцу показывают карточки со словами и он, не умея говорить, уже вроде как "читает"). Примерно так же, с помощью карточек, малышастиков обучают и математике, и остальным премудростям. Лично меня эти карточки очень смущают. Да, ребёнок способен запомнить, не спорю, но воспринимает он листок картона, как ни крути. А в слове, помимо формы есть и смысловая, и энергетическая, и эмоциональная составляющая, а карточки позволяют осмыслить только "тело" слова. А в таком нежном возрасте лучше изучать всё живое - листья и любимую собаку, мох на дереве и теплоту солнечного луча, мамины волосы и запах цветов. А всякие умения - это так, походя. Но это моё мнение.:)

      Удалить
  3. Интересно, но с тайным шрифтом нам пока рановато. А историю со словами из изученных букв мы придумывали - это и правда очень увлекательное занятие. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сегодня рановато, а завтра в самый раз - детки растут, как грибочки после дождя ;) Рада видеть вас в гостях!

      Удалить
  4. Замечательная игра!
    Дети любят все необычное - поиграть в сыщиков куда как более интересно, чем просто с мамой в слова:) отличная идея!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! С игрой - да, всегда легче и интересней всё получается. Только иногда игра настолько увлекает, что маме стоит большой фантазии не упустить суть занятия:)

      Удалить
  5. Очень интересные игры, во многие мы уже играли (после Домана ;) ). но есть идейки, которые хочется сохранить на память и воспользоваться ими. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, если что-то пригодится или натолкнёт на какую-то свою идею! У Вас тоже подглядываю не стесняясь:)

      Удалить
  6. Очень интересно, люблю все увлекательное. Но самый большой восторг вызвала абракадабра - тут же тоже все так непредсказуемо!!! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и дочке моей очень нравится! :) Мне кажется, что и толк какой-то от этой забавы тоже есть. Хотя радость - это уже здорово:)

      Удалить
  7. Мы с дочкой буквы уже давно выучили и после этого она потеряла интерес к дальнейшему обучения. Я пока не настаиваю, время есть. А Ваши идеи просто потрясающие. Буду понемногу предлагать снова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот очень часто такая штука случается! Слышала не раз, что у малышей в какой-то момент пропадает интерес. С дочкой стараюсь делать вид, что мы вообще и не занимаемся вовсе:), чтобы не спугнуть. Ну, и не зацикливаюсь на занятиях, Вы правы: время ещё есть. Удачи Вам!

      Удалить