Поиск по этому блогу

пятница, 19 октября 2012 г.

Письмо к дочери. Сложные вопросы о добре


Письма… запечатанные листочки, хранящие в себе тайны и радости, заботы и размышления, новости и признания. Вы летите во все уголки Земли, торопитесь к своим адресатам. Ещё с юности у меня к вам особое отношение – после того, как я прочитала «Письма к дочери» мудрого папы и одарённого педагога Ш. Амонашвили, вы стали для меня не только средством общения, но и возможностью высказать свою мысль, когда по-другому сказать невозможно.

Моя дочка ещё не настолько хорошо читает, чтобы получать от меня такие письма, поэтому, можно сказать, что я пишу письмо в будущее. Хотя… мы привыкли с ней общаться безо всяких скидок на возраст, значит, будущее совсем рядышком сидит. Я не нарушу тайну переписки, опубликовав его здесь, ведь письмо это адресуется и посвящается всем нашим доченькам и сыночкам.


Здравия твоим мыслям, моя деточка! Практически с первого мгновения знакомства с тобой, ещё до того, как ты появилась на свет, мы с тобой говорим обо всём на свете. О вещах простых и сложных, серьёзных и глубоких. Совсем недавно мы вели с тобой разговор о любви. И я много интересного из него узнала, благодарю тебя! А сегодня я хочу поговорить с тобой о добре. Мне кажется, что добро и любовь – это близкая родня. Любовь – это причина, целебный ключ, бьющий из земли, а добро – это следствие, родник, ручеёк, из которого можно напиться в знойный день. Ты согласна со мной?

Наверное, каждому малышу в момент рождения Всевышний дарит потрясающий подарок – огромный запас любви и доброты. Этот подарок дарится каждому, а вот распоряжается им каждый по-своему. Читаю мои записи о тебе и понимаю, насколько интуитивна и чиста эта врождённая доброта.

«1год 11мес. Женщина, наверное, продавщица, расчищает снег на крыльце магазина. Мы с тобой подходим и начинаем ей помогать. Когда уборка закончена, говорю тебе:
- Видишь, мы всё почистили, и как хорошо теперь стало: людям будет удобно ходить, и никто не поскользнётся!
Тебе очень хочется поделиться своей радостью со всем миром:
- Люди! Идите скорее сюда! Здесь почищено!»


«2 года  День рождения у дедушки. Просыпаемся с утра, предлагаю тебе его поздравить. Ты бережно собираешь каштаны и заворачиваешь их в бумажку – это подарок дедушке.»

Вот как-то пришла к тебе в голову эта идея, никто не подсказывал! Кстати, эти каштаны до сих пор лежат у дедушки на столе в вазочке.
 А вот и первые наши размолвки.

«3 года. Поссорились. Пытаешься вовлечь меня в игру. Отвечаю, что мне совсем не хочется – куда-то исчезло хорошее настроение.
- А куда оно ушло?
- Не знаю.
Ты ловишь что-то в воздухе и передаёшь мне в ладошках:
- Я поймала твоё хорошее настроение!
- И оно от меня теперь не убежит?
- Нет! Я его в тебя спрятала!»

Я очень рада, что эта врождённая доброта не утеряна тобой и сейчас. Вот буквально недавно ты мне выговаривала, помнишь?

«4 года 6 мес. Ты не разбираешься в ситуации! Вот ты сейчас заболела – тебе больше спать надо, а ты всё ходишь. Ты не умеешь обращаться с болезнью!»

Спасибо тебе, заботушка ты моя! И впредь относись, пожалуйста, как можно бережнее к этому подарку Бога и не теряй его с годами, не превращайся в потребителя! Тот, кто потребляет больше, чем отдаёт, не способен любить, прощать, заботиться о ком-либо. И добрые поступки ему не ведомы. Ведь кроме себя, своего удовольствия, он ничего вокруг не замечает! Бедный, бедный потребитель! Он же когда-нибудь лопнет!

«Доброе слово и кошке приятно» - помнишь такую поговорку? И не только кошке! Замечала, что происходит после каждого разговора с нашими фиалками на окошке? После того, как мы с тобой их похвалим, порадуемся им, не забыв полить, разумеется? Они изо всех своих силёнок стараются порадовать нас ещё больше, растут наперегонки, как грибочки после дождя, того и гляди скоро зацветут. Ты уж смотри, не пропусти первые бутоны.

А вот такую поговорку ты, наверное, ещё не слышала: «добро должно быть с кулаками». Как это так, спросишь ты? Я немножко уточню: добро должно быть с чувством собственного достоинства и с обострённым чувством справедливости. Пока давай так. А ещё не каждая улыбка, ласковый взгляд или проявление сочувствия есть добро. Вспомни, когда ты болела, а я тебе нос капала – процедура не из приятных, понимаю! А вот если бы я тебя и твой драгоценный нос жалела, то так быстро ты бы от насморка не избавилась. Если бы
я никогда тебя не ругала и не наказывала – как бы ты поняла и запомнила, что ты неправа и поступаешь дурно? Так что добро иногда делает больно, вот такой парадокс. (Парадокс – это когда по закону природы кокос должен падать на землю, а удав его запустил в небо, и он не падает, такое бывает - парадокс!)

А когда ты станешь совсем большой, то узнаешь и такую вещь:
«Зло без добра не сделает ни шага
Хотя бы потому,
Что вечно выдавать себя за благо
Приходится ему.
Добру, пожалуй, больше повезло:
Не нужно выдавать себя за зло!»
Оказывается, зло бывает не только злым, но и хитрым и коварным! Будь осторожней, солнышко! Помнишь, злого Абракадабра из сказки про волшебную кисть? Вот он именно таким и был -хитрым и изворотливым обманщиком. Кстати о волшебной кисти, у меня к тебе вопрос:

- Скажи, пожалуйста,  если бы у тебя была волшебная кисть, которая могла бы оживить любой рисунок, что бы ты нарисовала?
- Бабушку Пашу и аиста Гошу.

Мне очень понравился твой ответ. Я тоже была бы очень рада видеть твою прапрабабушку Пелагею, я её, так же как и ты, никогда не видела, знаю только по рассказам нашей, то есть твоей, бабушки. А аист Гоша весной к нам вернётся из жарких стран и снова будет охранять наш хутор.

Ты у меня знатная почемучка. Я – вся в тебя, стараюсь не отставать. Обожаю задавать тебе вопросы, сложные вопросы.

- Вот скажи, пожалуйста,  зачем ребёнку нужна мама?
- Чтобы ребёнка вороны не заклевали.

Что ж…и то верно! И вдруг встречный вопрос от тебя:

- А почему у некоторых детей нет мамы?

Сложный вопрос, детка. Понимаешь, есть на свете МАМЫ, а есть НЕМАМЫ. Просто женщины, у которых малыш появился совершенно случайно. Вот такие немамы и оставляют детей. Настоящая мама так не поступит. НИКОГДА!!!!

Теперь ты лови мой вопрос:
- А что нужно сделать, чтобы не было таких немам и брошенных деток?

Ответ твой очень щедрый душой:
- Я их всех заберу с собой и для каждого найду маму!

Молодец! Я не сдаюсь и уточняю свой вопрос:
- А что делать с такими женщинами. Чтобы у них и мыслей таких чёрных не возникало?
- Им нужно зайти в церковь и просто постоять там.

Думаешь? Вот, честно, не знаю, дочь, поможет ли это… Дай-то Бог!

А вот тебе ещё задачка. Ты только не торопись с ответом. Совсем не страшно, если ты будешь решать её многие годы, может быть, даже всю жизнь. ЧТО ЛИЧНО МЫ С ТОБОЙ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДОБРОГО ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА? Чтобы всем подарить если не счастье, то хотя бы доставить радость?

- Подарить цветы!
- Отличная идея, но ведь людей так много на Земле, что для того, чтобы с каждым поздороваться и подарить ему цветок, уйдут годы. Мы же не можем так надолго оставить наш хутор, мы в ответе за это пространство!
- Тогда нужно написать всем: «Привет! Как дела?» и дать ссылку.
- Ты имеешь в виду, опубликовать в интернете?
- Да!

Ну, что ж. Вот они наши цветы для всего человечества и наш привет всему миру.








Для начала неплохо. Но ты продолжай думать над этим вопросом, детка, не останавливайся.

А напоследок давай поделимся со всеми нашим маленьким секретом, ты не против? 
Чтобы сны были добрыми и радостными, а утренние мысли хорошими и светлыми, перед сном нужно представить, что от нас исходит лучик. Как от солнышка – лучик света, добра, любви. Для начала нужно осветить им свою комнату, потом дом, потом дотянуться им до нашего города. А потом и до других городов, где живут все наши друзья и знакомые, и незнакомые тоже. Пусть лучик осветит всю Россию и всю нашу планету… 

Да ты уже спишь, моё солнышко? Добрых снов тебе, милая! Ангела Хранителя!


Эта статья участвует в конкурсе  "Твори добро другим во благо!"! Время проведения конкурса: с 17 сентября по 2 декабря 2012 г. включительно.
 Время проведения конкурса: с 17 сентября по 2 декабря 2012 г. включительно.  
1 место - 2000 рублей + бонусы
2 место - 1200 рублей + бонусы
3 место - 700 рублей + бонусы
4 место - 250 рублей + бонусы
5 место - 250 рублей + бонусы Организаторы конкурса:
www.blog-travuscka.ru - Здоровый Образ Жизни
ymadam.ru - У мадам
tanci-kavkaza.ru - Танцы Народов Кавказа






45 комментариев:

  1. Юля замечательная добрая статья! Скажите, дочку вашу зовут Анисья? И сколько девочке лет? ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Мне очень приятно. Да, дочку зовут Анисья, ей 5-й год.

      Удалить
  2. Юлечка, какая добрая статья! Спасибо большое!!!
    Удачи в конкурсе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо !!! Мне очень радостно, что понравилось!

      Удалить
  3. Замечательный, нежный и добрый пост! Заставляет задуматься. когда читаешь отдельные строки! Удачи в конкурсе!

    ОтветитьУдалить
  4. Душевное письмо! Очень понравились размышления дочки о хорошем настроении. У нас только сегодня был похожий разговор, но только об обиде: о том, куда она девается.

    Спасибо за чудесную вечернюю медитацию с лучиком.

    Удачи в конкурсе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю! Честно говоря, такие нежности от деток очень греют душу. Особенно когда "для баланса" они выдают что-то совсем иное :) Вспоминаешь и понимаешь, что это - настоящее, а то, другое - наносная шелуха. А к какому выводу вы пришли относительно обиды, если не секрет?

      Удалить
    2. Не секрет. :) Началось всё с того, что дочка на меня обиделась и сказала мне об этом. Через несколько минут:

      Я: Даша, ты всё ещё на меня обижаешься?
      Даша: Уже нет.
      Я: А куда ты дела обиду?
      Даша: Не знаю.
      Я: Может быть, смыла в ванну? (Даша в это время мылась)
      Даша: Да!

      Я рассказала дочке, что не стоит начинать обижаться, если она не знает, что делать с обидой впоследствии, и объяснила, почему. Когда Даша снова решила обидеться, я её спросила: "А ты уже знаешь, что будешь потом делать со своей обидой?" Дочка сказала, что да - мир был сохранён. :)

      Удалить
    3. До чего ж вы с дочкой мудрые обе! И весь негатив в воду смывать - это отличная идея, а не начинать обижаться, если не знаешь, что делать с этим потом - это просто шедевр! Спасибо, запомню! :)

      Удалить
    4. Оля, и правда очень мудро. Надо обязательно запомнить!

      Удалить
  5. И правда, прямо на душе светлее стало от Вашей статьи! Пусть эта доброта будет с Вами всегда! И желаю удачи в конкурсе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам за светлые слова! Буду рада видеть вас в гостях ещё!

      Удалить
  6. Молодец дочка, такие мудрые высказывания)))

    ОтветитьУдалить
  7. Не нашла Вашего имени на сайте, остаетесь Белкой :-)
    Читала пост вчера в ночи под одеялом и конечно разревелась.. Столько теплоты и мудрости в каждом вашем разговоре с дочкой. Какие они все-таки уже большие в этом возрасте! Какие же мамы бывают мудрые без специального психологического образования :-)
    А про лучик сразили. Я когда беременная (была), представляю лучик, который проникает ко мне внутрь, освещает тихонечко малыша и он барахтается там веселый от этого. Помогает справляться с дурными внешними раздражителями наверное.. А у вас лучик вовне - я вчера так ясно представила это, так почувстовала, что через даже такую картинку можно почувствовать больше добра внутри. Вобщем спасибо!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, спасибо! У самой сейчас слёзы навернулись :) Я очень рада! Всему - и Вашим словам, и знакомству с Вами, и Вашим ощущениям, и своим тоже.... :)))
      Давайте знакомиться, кстати - меня Юля зовут. Нигде на сайте не призналась в этом - мой упущение, исправлю! :)

      Удалить
  8. Юля, будем знакомы!:-) Вы очень тонко, мне кажется, проводите чувства других, чувствуете глубоко..Поэтому и общение с малышкой у вас получается такое, что хоть под запись бери и учи-заучивай :-) Писала бы учебник по психологии для родителей, Вас бы в соавторы позвала - с примерами у вас богато :-)
    Жалко, что так далеко от нас, я сегодня по дороге домой подумала, вот если бы в одном городе жили - ну и что :-) сколько шансов встретиться случайно -никаких :-) а в толпе почему-то начала представлять Вас :-)
    А может быть на ты перейдем? :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С удовольствием, Оленька, перейду на ты! А то, что далеко... в нашей жизни каких только сказок не бывает. Я тут познакомилась с блогом одной мамочки - тоже через "Блоги мам" - выяснилось, что мы со Светой в одном театре в Петербурге работали, в разное время, правда, но общих знакомых нашли много. Так что, кто знает? Кстати, с одной Олей Шиловой мы вместе учились - забавное совпадение:)

      Удалить
    2. :-) да, совпадений у нас очень много в жизни, нужно не терять надежду :-) И Оль Шиловых в больницах и центрах - как грязи, извини за выражение :-))) всегда приходится отчество уточнять) Но еще 4 года назад я была Антиповой. А вот Шилова оказалась моей фамилией тут же)

      Удалить
  9. Юля, очень добрая статья, и много всего важного сказано в ней.

    очень тронули мое сердце эти строки:
    - Я поймала твоё хорошее настроение!
    - И оно от меня теперь не убежит?
    - Нет! Я его в тебя спрятала!»




    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, что получилось передать через экран компьютера то, что я чувствую и что хотелось сказать. Благодарю Вас!

      Удалить
  10. Благодарю Анисью за подаренные цветы и пожелания! И вам с ней тоже всего самого доброго!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Передала Ваши пожелания и добрые слова - Анисья дово-о-о-о-льна! :)
      Спасибо Вам большое!

      Удалить
  11. Замечательная статья. Сразу в душе светлее стало. Про лучик -чудесная медитация. Завтра сыну расскажу:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень приятно, что удалось что-то спрятать между слов и не растерять по дороге! спасибо Вам!

      Удалить
  12. Юля, читаю ваш блог, и учусь у вас мудрости общения с дочкой. Они с моей почти ровесники, как я понимаю. Но я отношусь к моей как к еще малышке, а вы такие серьезные разговоры со своей ведете. Как со взрослым человеком. Наравне. И это "наравне" мне очень нравится! Постараюсь приблизиться к этому и в нашей семье. Спасибо вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я с ней никогда не сюсюкала и всегда говорю на любые темы честно и доступно, как говорила бы со своей подругой. Так ещё во время беременности повелось. Хотя... мы не всегда ведём философские разговоры, любим и "бездумно" побеситься и поиграть во всякие не самые интеллектуальные игры :)) Для балансу :)

      Удалить
  13. Очень душевная статья, комментарии к ней)) а ещё захотелось почитать "Письма к дочери", пошла искать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! :) Приятного Вам чтения. "Письма к дочери" видела в сети.

      Удалить
  14. Юля здравствуйте! Напишите мне на почту ваши данные эл.кошелька. Я перечислю девочке деньги на подарок.

    ОтветитьУдалить
  15. Как я рада, что мы пересеклись :)

    ОтветитьУдалить
  16. Юля, недавно стала вашим ПЧ. Очень добрый и душевный блог. Читала, и не могла сдержать слез. Вы очень мудрая мама. Спасибо Анисье за цветы. И про лучик мне очень понравилось. Желаю вам счастья.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Света! Вам тоже всего самого доброго и светлого! Кстати, посмотрела сейчас - Ваш блог, он у меня, оказывается, уже в закладках есть, всё собираюсь в гости :)

      Удалить
    2. Юля, буду рада знакомству. заходите на огонек. Вчера, после чтения вашего блога, еле уснула. Поток мыслей не давал покоя. а сегодня, с утра, как на крыльях.спасибо.

      Удалить
  17. Просто необыкновенная статья... Я еще в этой теме люблю переписку царской семьи. Письма мужа и жены настолько божественны (не побоюсь этого слова), настолько нежны и добры...
    Спасибо за чудесную статью. А ссылка на организаторов конкурса не работает. Хотела посмотреть, что там происходило.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Я тоже с огромным трепетом читаю письма подобные тем, о которых ты говоришь. Про конкурс ссылку тебе пришлю - поищу на Нинином сайте. Не знаю, почему ссылка не работает...

      Удалить
  18. у нас тоже три конкурса на сайте
    интересные вопросы в статье

    ОтветитьУдалить
  19. Белочка, спасибо за лучики добра!
    Ждите вечером лучики от нас :)
    Они прилетят к вам, пересекая моря, океаны, экватор, пустыни и горы. Пусть принесут вам всего этого чуда по чуть-чуть

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, девочки! Долетели, не растерялись по пути и все подарки донесли!

      Удалить