«У нас по расписанию
Сейчас чистописание.
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки».
Вот и мой воробушек, с тех пор, как мы до глубины души
прониклись «Птичьей школой» Заходера, туда же - пыхтит и учится писать
письменными буквами.
Печатными-то буквами дочь научилась писать сама, без моей
помощи (по-моему, только «А» и «О» я ей показывала). Путём многократного
переписывания своего любимого «Винни-Пуха». С одной стороны, это похвально, а с
другой - буквы дочь пишет не по канонам и правилам, а рисует их, как в голову
взбредёт. Поэтому буквы у неё веселятся безудержно, прыгают и скачут по листу
бумаги как хотят. Пляшут гопак, чардаш и даже канкан с лезгинкой. Без улыбки
смотреть на это невозможно. Говоря иными словами, пишет она довольно-таки
коряво, несмотря на свой не самый юный возраст, хорошую координацию и порядок с
мелкой моторикой.
А я и не возражаю – вряд
ли дочери пригодится в жизни умение красиво писать печатными буквами. Ну, разве
она захочет освоить профессию инженера. Коли так, то взрослой, окрепшей и
уверенной рукой она осилит все необходимые шрифты (или сейчас чертежи уже от
руки не подписывают? Тогда тем более!)
Но если печатные буквы мы не трогаем, то уж письменные
мил-добр человек хочешь-не хочешь нужно призвать к порядку. Чтобы они были
красивыми и правильными. Ах, как хочется, чтобы буквы все стояли ровно и
стройно в ряд! Но с ними не так-то просто: тут недостаточно просто понимания и
осознания процесса, красивое письмо – это нарабатываемый навык. То есть нужно
на этом деле собаку съесть, копья сломать, не одни ботинки износить – что там
ещё? А уж сколько прописей исписать – бумаги хватило бы на целую эскадрилью самолётиков и флотилию корабликов.
По мне – так торопиться совершенно некуда, сто раз успеется,
никуда эти прописи не убегут и непременно нас дождутся. Но дочкино желание я
уважаю, ценю и не могу оставить баз внимания. Прописи – вещь нужная, но скучноватая
и утомительная. Поэтому, дабы раньше времени не взрастить к ним неприязнь, мы решили
подойти к делу творчески. Может, кому-то наши пробы окажутся тоже полезны и
интересны.
Справедливо рассудив, что всё в нашем организме
взаимосвязано, мы решили учить чистописанию не только пальчики, но и всё остальное.
Давайте напишем какую-нибудь букву или её элемент глазами.
Это весело, но, правда, труднопроверяемо. Но даже если что-то сделано не так –
в любом случае такое упражнение очень полезно для мышц глаза. Я сама по утрам «пишу
глазами» алфавит в качестве зарядки для глаз.
А теперь представим, что у нас длинный нос, как у Буратино, обмакнём
его в чернила, и напишем букву «А» носом - главное, кляксу не поставить!
А теперь дирижируем (рисуем нашу букву рукой в воздухе)
большим оркестром (всей рукой), оркестром канареек (только кистью) или камерным
ансамблем маленьких мушек (работают только пальцы). Включаем любимую музыку или
распеваем во всю мощь лёгких свою самую любимую песню - и дирижируем в своё
удовольствие.
А почему бы не написать букву ногой? Когда я предложила это дочке,
она сначала сказала что это неприлично. Потом подумала чуть-чуть и добавила: «зато
весело». И тут же, как обезьянка, взяла фломастер пальцами ног и вывела букву.
А чем ещё можно писать? Можно локтем – если прицепить к нему
карандаш, тоже забавно.
Есть ещё очень действенный, просто волшебный способ. Мне
казалось, что его изобрели мы, но наша бабушка быстро сняла нас с пьедестала -
оказывается, она меня учила писать таким способом (вот не помню совершенно!). Действуем
синхронно - малыш выводит букву на
бумаге, а мы «пишем» её пальцем по спинке ребёнка. Как по мановению волшебной
палочки буква в тетради становится почти идеальной. Чем это объяснить – я не
знаю. Действительно, всё в нашем организме устроено мудро и взаимосвязано.
А почему именно в тетради? Очень пригодятся обычные раскраски,
те самые, которые так фанатично любят в дошкольных учреждениях и так не любят
многие мамы, считающие раскраски лишними рамками, тормозящими творческий
импульс ребёнка. Идея не нова, ей чуть меньше 30 лет, принадлежит она моей
маме, а, может, и кому-то ещё, не знаю – хорошие идеи витают в воздухе и
стучатся сразу к нескольким людям, авось, кто впустит. Итак, всё до безобразия
просто: берём раскраску с крупным рисунком и «разукрашиваем» её отдельными элементами
букв, или их соединениями, или даже целыми маленькими словами. Почему-то такие
прописи утомляют меньше, чем обычные (вот это, кстати, я помню очень хорошо!)
А ещё мы для себя такие шикарные прописи открыли! Нам
повезло, вокруг нас необозримые заснеженные поля, пиши – не хочу. Такое
раздолье! Тут самое главное, чтобы варежки не слишком сильно намокли и руки не
замёрзли.
«Ну а на этой ветке
расставлены отметки.
У всех пятёрки,
молодцы!
Летите по домам
птенцы!»
Интересный пост. Взяла многое на карандаш. Интересно"писАть" по спинке...А вообще это все таки боольшой труд. Успехов.
ОтветитьУдалитьЕщё какой труд! Но потихонечку, потихонечку осилим непременно! Спасибо!
УдалитьТакое скучное занятие - и столько чудных идей! Моя красотка уже давно научилась писать (3 класс всё-таки!), а вот на работе мне Ваши идеи очень пригодятся! Про синхронное письмо на спинке и на бумаге первый раз слышу (читаю)! И дирижирование разными оркестрами - просто супер-приём!!! Спасибо большое, Юлия!
ОтветитьУдалитьИ кому только нужен этот каллиграфический почерк? Только учительнице начальных классов. В современном мире важно уметь быстро печатать на компе. Это более нужная вещь.
УдалитьЕлена, очень буду рада, если что-то пригодится и хоть кому-то из ребят чем-то поможет! Мы только начали это захватывающее "путешествие", поэтому пробуем всё, что в голову взбредёт :)
УдалитьСветлана, вопрос хороший. Каллиграфический почерк, по-моему, бывает только в начальной школе и далеко не у всех. А уж в студенческие годы, когда пишешь быстро-быстро - не до каллиграфии. Да и индивидуальное это дело.
Но я всё-таки считаю, что учиться писать нужно обязательно, и не дать современным тенденциям потерять рукописное письмо. Это очень-очень важно!
Мне понравилась ваша идея сочетания письма по бумаге и на спинке ребенка. Так ведь еще и приятные тактильные ощущения присоединяются, а значит у ребенка - положительный опыт письма усиливается. Ему нравится писать... Наверное... Надо попробовать с сынишкой. Спасибо, Юлечка, за чудесные упражнения!
ОтветитьУдалитьНе знаю, наверное, кому как - может быть, кого-то и раздражать это наоборот будет, но Асе моей очень нравится, когда я ей по спинке рисую!
УдалитьЗдорово! А у нас с песком не очень - все реки и озёра рядом каменистые.
ОтветитьУдалитьУх ты, как вы весело писать учитесь - и глазами и носами :)
ОтветитьУдалитьА мы пока не торопимся. Нам учительница (будущая - мы уже познакомились) сказала, что лучше сейчас не начинать. По крайне мере, если не уверены, что учите тому начертанию, которое сейчас в школе преподают. А то потом переучивать очень тяжело, а весь первый класс на правильное написание обращают большое внимание. Вот мы и не стали учить - пусть в школе сами свои требования объясняют.
Тоже, кстати, резонно! Мы просто настраиваемся на домашнее обучение, не знаю, как там всё получится, но пока настраиваемся на такой вариант. Поэтому в этом смысле нам попроще, возиться с нами никто не будет. Да и есть у кого подсмотреть новейшие тенденции и тренды сезона в каллиграфии :)))) Действительно, сейчас всё чуть-чуть не так, как нас учили.
УдалитьКакие вы молодцы! Уже и письменные буквы учитесь писать!
ОтветитьУдалитьПро печатные - мне ими как раз приходится больше пользоваться - плакатик написать, быстрое объявление, стенгазету подписать и т.д. А принтер не всегда есть под рукой. Да руками порой и быстрее и лучше)) Так что больше даже не чертежникам они нужны, а художникам)))
Вот оно как, оказывается... Ну, значит, придётся Нюське в случае чего свои печатные буквы строем учить ходить :)Справится, я в неё верю! :)))))
УдалитьЗдорово! Беру все на заметку!
ОтветитьУдалитьНам ещё рано, мы только букву А пока освоили и все слова ей пишем))), но поделюсь идеей в вашу копилочку. Даже не целой идеей, а её половинкой. Мне кажется, очень здорово писать что-то полезное. В этом ключе, мне кажется, здорово писать на асфальте добрые стихи или какие-то тёплые слова на маленьких открыточках и дарить их людям. Там же можно и рисовать.
А у Броченко Аня пишет всем письма, целые кучи писем :). Обычные письма по почте это сказочно, мне кажется!
Письма - это вещь! Обожаю их - простые и бумажные. Да, и я сама и Ася переписываемся с подружками - это чудесно!
УдалитьИ я тоже за пользу каждого навыка! Добрые стихи и слова - отличная идея! правда, у нас асфальта нет, но ведь в городе бываем иногда. Так что спасибо за дополнение!
Вспомнила такую вещь: Ася начала мне помогать подписывать заготовки с полутора лет - это как раз был 2009 год. Она тогда умела только кружочки рисовать - все нули были её. На будущий год я писала только цифру 2, а 010 рисовала уже она. А там уже и тексты пошли сначала печатными, а потом письменнымибуквами. Сейчас все заготовки она подписывает абсолютно сама.